Введение
1 Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Проблема патриотического воспитания в научной литературе
1.2 Патриотическое воспитание в системе дошкольного образования Республики Беларусь
1.3 Ознакомление воспитанников старшего дошкольного возраста с родным городом как составная часть патриотического воспитания
2 Экспериментальное исследование формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе
2.1 Анализ состояния практики работы учреждения дошкольного образования по ознакомлению детей с родным городом
2.2 Содержание, формы и методы формирования представлений о родном городе у воспитанников старшей группы
2.3 Динамика развития представлений у воспитанников старшей группы о родном городе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Патриотическое воспитание неотъемлемая часть современной системы образования и направлено прежде всего на воспитание человека с активной гражданской позицией, гражданина своей страны.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью своей страны и того общества, в котором человек живет. Это сложное чувство ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Актуальность данной темы заключается в том, что сейчас в нашей стране проходит акция «Год малой Родины», принятая Указом президента и рассчитанная на 2018-2020 гг. Реализация данной программы направлена прежде всего на воспитание чувств патриотизма и гордости к своей стране, ее истории, ее прошлому, настоящему и будущему.
И именно с родной улицы, города начинается путь будущего гражданина во взрослый и полный возможностей мир. Для многих понятие «малой Родины» связано прежде всего с местом, где человек родился, вырос, там, где он впервые начал свой жизненный путь. Именно родной город является для любого человека его малой, но очень любимой Родиной.
Немаловажным является и то, что дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. В этом возрасте закладываются и формируются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Осознание и ощущение Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям: отцу, матери, бабушке, дедушке. К Родине ребенка дошкольного возраста относится родной дом, двор, вид из окна квартир, детский сад, родная природа. В процессе воспитания и познания окружающей действительности ребенок постоянно пополняет свои знания. Очень важны для патриотического воспитания и исторические знания. Ведь история дает нам ориентиры из прошлого: гордость за людей, которые своим трудом и талантом прославили нашу страну. История дает нам возможность почувствовать себя частью прошлого, понять всю степень и глубину ответственности за настоящее и будущее своей страны и народа.
Объектом исследования является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс воспитания любви к родному городу детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение основ патриотического воспитания в Республике Беларусь и их практическое использование в процессе воспитания любви к родному городу детей старшего дошкольного возраста.
1 Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Проблема патриотического воспитания в научной литературе
Патриотизм в современном обществе играет одну из важнейших функций в формировании гражданина и гражданского общества. Долгое время любовь к Родине была основополагающей в оценке достижений и качеств человека (истинный мотив). Еще одной особенностью современного общества является мультикультурализм, связанный с глобализацией и объединением различных культур в одну систему.
Проблема изучения патриотизма и связанного с ним патриотического воспитания зависит от того, что мы подразумеваем под патриотическим воспитанием.
По словам В. В. Буткевич, патриотическое воспитание - это «формирование патриотизма как интегративного качества человека, воплощающего любовь к Родине и стремление к миру, внутренней свободе и уважению к государственной власти, государственным символам, символам других стран, самосознание, уважение и дисциплина, гармоничное проявление национальных чувств и культуры межнационального общения» [5, с. 21].
Патриотическое воспитание, по мнению Л.Е. Никоновой, – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формировани отношения к стране и государству, где живёт человек [16, с. 60].
Н. А. Белоусов определяет патриотическое воспитание как «воспитание патриота, формирование у человека духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национальной идентичности, образа жизни, мировоззрения и ответственности за судьбу Родины» [3, с. 36].
Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста в условиях информационного общества охватывает чувственное (ощущения, восприятия, представления), рациональное (мышление) и действенное отражения действительности. Национальное самосознание тесно связано и взаимодействует с другими формами сознания, языком и культурой, которые активно влияют на национальное самосознание, играя большую роль в его формировании и развитии. На уровне личности национальное самосознание изменяется не только в связи с возрастными особенностями, но и с разными общественными ситуациями, с которыми сталкивается ребёнок дошкольного возраста [6, с. 13].
2 Экспериментальное исследование формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе.
2.1 Анализ состояния практики работы учреждения дошкольного образования по ознакомлению детей с родным городом
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-Сад № 163 г. Гомеля».
В исследовании принял участие 21 ребенок старшей группы в возрасте 5-6 лет (список детей представлен в Приложении А).
Протоколы представлены в приложении Е.
На первом этапе нами была изучена документация воспитателя группы. Нами было выявлено, что основными средствами патриотического воспитания являются:
– художественная литература;
– изобразительное искусство;
– музыка;
– государственные праздники;
– игра;
– труд.
Иными словами, основными средствами воспитания патриотизма является природное и социальное окружение ребёнка.
В своей работе педагогами используются следующие формы и методы патриотического воспитания:
– образовательная деятельность;
– социальные акции;
– ознакомление детей с государственными и общественно значимыми праздниками;
– целевые прогулки, экскурсии, посещение музеев;
– наблюдения за явлениями, событиями, происходящими в общественной жизни города;
– рассказ воспитателя дошкольного образования, беседы, чтение художественных произведений;
– рассматривание альбомов, фотографий;
– знакомство с народным творчеством и т.д...
Центральной формой патриотического воспитания детей являются непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность взрослых и детей. Этому помогают приемы сравнения (наша страна (город) раньше и теперь), проблемные вопросы, яркая наглядность, индивидуальные задания.
Заключение
Таким образом, в результате написания данной работы были решены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обоснованы основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявлены особенности патриотического воспитания в системе дошкольного образования Республики Беларусь.
3. Выявлен уровень представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытным путем выявлены условия эффективности системы работы по воспитанию любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста.
Несмотря на различные направления деятельности и методы исследования, многие педагоги сходны в одном: патриотизм - это любовь к Родине. Патриотическое воспитание - это процесс формирования патриотизма.
Дошкольное образовательное учреждение играет большую роль в формировании личности молодого гражданина, но патриотическое воспитание воспитанников начинается, прежде всего, с отношения к семье и близким, что вызывает самые душевные реакции в его душе.
В Республике Беларусь гражданско-патриотическое воспитание направлено на воспитание гражданско-патриотической культуры личности, выражающейся в чувстве собственного достоинства, личной свободе, дисциплине, уважении к другим гражданам и государственной власти, гармоничном сочетании патриотического, национального и международные чувства, любовь к Родине и готовность к государственной службе.
Необходимо вводить детей в город от простых, близких к более сложным, отдаленным (от его улицы до основных мест города), от одиночных, конкретных, визуальных, общих. Также необходимо учитывать основы - принципы, на которых основан процесс формирования интереса у воспитанников старшего дошкольного возраста к их родному городу: историзм, гуманизация, дифференциация, интегративность, визуализация.
Исследование проводилось на базе ГУО « Ясли-Сад № 163 г. Гомеля».
В исследовании принял участие 21 ребенок старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Большинство детей обладают средним (недостаточным) уровнем знаний о родном городе, эмоционально-ценностное отношение при этом является либо эмоционально-положительным, либо нейтральным.
На основании проведенного анализа мы составили программу формирования представлений о родном городе у воспитанников старшей группы. Нами был разработан и апробирован комплекс дидактических игр на воспитание у детей любви к родному городу.
1. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. – 2005. - №1. – С.16-24.
2. Арзуманян,Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2011. - №11. - С. 87.
3. Белоусов, Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования /Н.А.Белоусов, Т.Н.Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. – Мн.,2004. – С.38-41.
4. Брысин, М.П. Проведение занятий по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста / М.П. Брысин. – М.: Изд-во Просвещение, 2001. – 170 с.
5. Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 208 с.
6. Воронецкая, Л.М. Семья и Родина едины. Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Л.М. Воронецкая // Пралеска. – 2014. – №5. – С. 13-20.
7. Выхоўваем грамадзяніна: дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне: дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі / Л. М. Варанецкая, К. М. Бельская, І. Л. Ждан. – Мінск : Зорны верасень, 2008. – 132 с.
8. Ельцова, О.М. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре/ О.М. Ельцова // Справочник старшего воспитателя. – 2011. - №4. - С.29.
9. Живейко, А.Д. Идеологические аспекты формирования патриотизма и гражданственности белорусского студенчества: информационные материалы для преподавателей, кураторов и студентов / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Витебский государственный технологический университет". – Витебск: ВГТУ, 2008. – 20 с.
10. Заславская, С.Г. Первые шаги / С.Г. Заславская. – М.: Педагогика, 1979. - 267 с.
11. Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П. Зубко // Праблемы выхавання. – 2005. – №1. – С.12-16., Маркович, Е.П. Воспитать человека – гражданина и патриота / Е.П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №4. – С. 30-34.
12. Кобзева, Т. Г. Развитие интереса к познанию истории и культуры родного края: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Т.Г. Кобзева. - Волгоград, 2014. - 23 с.
13. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – №2. – С.3-19.
14. Куксова, Н. А. Воспитание личности: нравственно-патриотические основы / Н. А. Куксова // Пралеска. – 2005.– № 5. – С. 11-15.
15. Маркович, Е.П. Воспитать человека – гражданина и патриота / Е.П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №4. – С.30-34.
16. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Е. Никонова. – Минск : Народная Асвета, 1991. – 112 с.
17. Сташкевич, О.Л. Гражданско-патриотическое воспитание личности: ценностный аспект / О.Л. Сташкевич // Адукацыя і выхаванне. – №10 – 2008. С. 8-12.
18. Учебная программа дошкольного образования // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019. –479 с.
19. Шик, К. И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь / К.И. Шик // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 110-112.
20. Царик, И.А. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях информатизации общества / И.А. Царик. - Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 2016. – 17 с.