ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль экологических представлений в формировании личности детей дошкольного возраста
1.2 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
1.3 Наблюдение в природе как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ
2.1 Содержание образовательной области «Ребенок и природа» Учебной программы дошкольного образования
2.2 Методика формирования экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе наблюдений в природе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе проблемы окружающей среды выходят на первый план. Насущной задачей становится принятие мер по экологическому образованию подрастающего поколения на всех уровнях образования. Важное значение, при этом, отводится первой ступени дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте дети получают первые представления об окружающем мире, приобретают первоначальный опыт общения с живой и неживой природой, вырабатывается потребность бережно относится к природе, беречь ее красоту. Одним из направлений экологического образования в период дошкольного детства является формирование экологических представлений, что является основой рационального отношения человека к природе и природным ресурсам. В процессе освоения экологических представлений у детей формируется личностный опыт экологически оправданного поведения, закладывается основа экологического сознания личности.
Над проблемой формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста работали выдающиеся педагоги и ученые, такие как, А.П. Захаревич, И.А. Комарова, Н.К. Постникова и др. Большой вклад в развитие данного направления работы внесли М.М. Марковская,
П.Г. Саморукова. Такие научные работники, как В.И. Кузнецова и
В.М. Пакулова выделили структуру экологической культуры детей дошкольного возраста, С.Н. Николаева и Н.А. Рыжова разработали программы и методики по экологическому воспитанию детей в детских садах. Е.Ф. Терентьева, И.А. Хайдурова систематизировали природоведческие знания о закономерностях живой природы, что послужило основой построения модели экологического образования детей дошкольного возраста. Н.К. Постникова занималась проблемами освоения детьми 6-7 лет представлений о растительном мире, об экосистемах - В.П. Арсентьева и
З.П. Плохих. Н.Н. Кондратьеву волновали вопросы формирования бережного отношения детей к природе. В их трудах отмечается, что «положительное отношение к природе базируется на экологических представлениях, которые позволяют воспитанникам осознать явления природы, происходящие в ней события, элементарные взаимосвязи и подняться до уровня понимания самоценности живого организма» [21].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Роль экологических представлений в формировании личности детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте происходит начало формирования экологических представлений, которые в дальнейшем оказывают влияние на осознанное восприятие и отношение к окружающему миру. Экологическое представление формируется в процессе экологического воспитания. В дошкольном учреждении экологическому воспитанию должно уделяться большое внимание, так как в процессе воспитания и познания дети дошкольного возраста знакомятся с природой [7].
Проблемой экологического воспитания занимались такие ученые как Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.Н. Поддъякова и др. К задачам экологического воспитания относятся: воспитание уважительного отношение к окружающей природе, развитие знаний об окружающей природе и экологических представлений, развитие способности замечать красоту окружающего мира, а также приобщение детей дошкольного возраста к заботе об окружающей природе [15]. По мнению Н.Н. Кондратьевой, экологические представления должны рассматриваться как связь живых организмов с окружающей средой. При этом развитие экологических представлений связано с развитием экологического сознания, умений, навыков, а также гуманного отношения к природе. А также в процессе воспитания детей дошкольного возраста необходимо формировать знания о том, что каждый человек, живущей на планете является частью природы, и находится во взаимодействии с ее объектами [7].
Существует большое количество подходов к понятию экологические представления. Так, например, В.П. Арсентьева, П.Г. Саморукова,
С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, рассматривали понятие экологические представления на основе знаний современного естествознания, в рамках которого изучаются особенности окружающей среды как единство растений и живых организмов, а также изменения окружающей среды, такие как рост и развитие, способы адаптации живых организмов к условиям окружающей среды [13].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ
2.1. Содержание образовательной области «Ребенок и природа» Учебной программы дошкольного образования
«Учебная программа дошкольного образования (далее – учебная программа) является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение тем, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. Содержание учебной программы разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, образовательным стандартом дошкольного образования. Целью реализации содержания учебной программы является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Задачи реализации учебной программы:
формирование культуры здоровья, физической культуры личности ребенка;
формирование у воспитанников на основе разнообразного образовательного содержания гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации;
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, экологические представления оказывают влияние на осознанное восприятие и отношение к окружающему миру детей дошкольного возраста.
Изучение проблемы экологических представлений у детей дошкольного возраста позволило нам сделать следующие выводы:
1. Формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание, так как в этом возрасте представления приобретают осознанный и целенаправленный характер. В процессе формирования экологических представлений детей дошкольного возраста, должны использоваться методы, направленные на получение практического опыта, который должен быть увлекательным, интересным, вызывать восхищение и расширять кругозор. Первые впечатления имеют большое значение в экологическом воспитании детей, так как от того, какие взгляды, правила будут сформированы в дошкольном возрасте, зависит отношение окружающему миру в будущем. Положительный опыт, приобретенный в процессе экологического воспитания, отражается на поведении ребенка, а именно бережное отношение к объектам живой и неживой природы.
Дошкольный возраст представляет собой важнейший возрастной период, когда происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей дошкольного возраста наблюдается активное развитие всех психических процессов. Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста характеризуется существенным расширением круга межличностных отношений. Важным фактором психического развития и развития личности воспитанника является его общение со сверстниками.
1. Варивода, В. С. Экологическое воспитание дошкольников / В. С. Варивода. – Мозырь : Белый ветер, 2004. – 122 с.
2. Вовк, Г. А. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (Экологическое воспитание в детском саду): книга для воспитателей детских садов / Г. А. Вовк, Л. С. Згурская. – Благовещенск, 2002. –164 с.
3. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 80 с.
4. Залкинд, Э. И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. И. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. - №1. – С. 110 – 114.
5. Зенина, Т. Экологическое воспитание / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 16 – 26.
6. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений / А. И. Иванова. – Минск: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
7. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Н. Г. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. А. Каменева. – 2-е изд., перераб. М. : Детство-пресс, 2003 – 319 с.
8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – С. 227–229.
9. Коледа, Т. Г. Наглядные методы ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников: практ. пособие для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования / Т. Г. Коледа. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – 93 с.
10. Комратова, Н. Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
11. Кошелева, О. А. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы / О. А. Кошелева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. - № 1. – С.48 – 53.
12. Максимова, Л. И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб.-метод. комплекс / Л.И. Максимова. – Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002. – 118 с.
13. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. – 319 с.
14. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.- сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 330 с.