ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Положение населения в России в последние десятилетия нестабильно: снизился уровень благосостояния основного числа населения, что негативно сказалось на качестве жизни людей, на духовной и нравственной ситуации в обществе. Как итог, увеличивается социальное неблагополучие в целом. Растет количество неблагополучных семей, в которых родители самоустраняются от воспитания, содержания и обучения своих детей. Увеличение числа безработных и малообеспеченных семей, сокращение числа бесплатных образовательных и культурно-просветительских услуг, падение нравственности, духовный кризис, гражданская незрелость российского общества приводят к значительному росту детских и подростковых девиаций. По этой причине в последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, лишенные временно или постоянно родительского попечительства.
Будучи одной из самых незащищенных в социальном и правовом аспектах категорий населения, дети и подростки сегодня составляют группу риска, а, следовательно, нуждаются в педагогическом сопровождении, что стало одним из направлений модернизации отечественной системы образования. Имеется необходимость разработки индивидуальной траектории развития для каждого ребенка и на основании данной траектории организацию педагогического сопровождения каждого ребенка, но особенно тех детей, которые по разным причинам могут испытывать трудности в социализации.
Для них созданы государством Центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры, приюты, детские дома и т. д. Одной из главных задач Центра социальной помощи семье и детям является восстановление утраченных социальных связей, обучение детей общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости, формирование позитивных интересов, реализация прав несовершеннолетних на защиту и помощь со стороны государства.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
1.1. Анализ понятий «сопровождение» и «педагогическое сопровождение»
Воспитание гармонично развитого человека является одной из основных целей и заботой общества, государства Российской Федерации, что отражено в ряде нормативных документов, в частности. Реализация этой цели возможна через систему широкого взаимодействия основных социальных институтов. Объединение усилий социальных институтов должно быть направлено на повышение нравственности, обеспечение успешной социализации детей и молодежи, сохранение и укрепление их здоровья, предотвращение отклонений в развитии и поведении, а также на психологическую и педагогическую поддержку их жизненного самоопределения. Все эти проблемы связаны, прежде всего, с воспитанием ребенка в важнейшем социальном учреждении - семье, в целом, с жизнью семьи.
В современной науке принято употреблять термины «поддержка», «сопровождение», «помощь». Понятия «поддержка» и «помощь» часто рассматриваются как синонимы, и их значение идентично. Определение «сопровождение» является общим.
Система педагогической помощи семье представляется как совокупность деятельности учреждений, которых объединяют задачи работы с семьей и взаимодействие между собой в оказании помощи и поддержки семье.
В научной литературе термин «поддержка» используется в различных значениях. Поддержка может выступать в качестве: самостоятельного компонента наряду с обучением и воспитанием в педагогическом процессе и означать «помощь в саморазвитии»; атрибут гуманистической теории образования; гуманистический метод в личностно-ориентированной системе воспитания и образования; способ личностного развития взаимодействия в образовательном процессе [3]. \
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ГАУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ НИЖНЕСЕРГИНСКОГО РАЙОНА» ПОСЁЛКА БИСЕРТЬ
2.1. Анализ деятельности ГАУ «ЦСПСиД Нижнесергинского района» по педагогическому сопровождению старших подростков
Для изучения деятельности по педагогическому сопровождению старших подростков нами была проанализирована работа Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям Нижнесергинского района».
Система социальной помощи и поддержки материнства и детства в Нижнесергинском районе берет свое официальное начало с момента создания муниципальных приютов для детей. Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям Нижнесергинского района» прошло большой многоступенчатый виток развития, на пути становления, в качестве полноценного звена единой системы социальной защиты населения Нижнесергинского района и Свердловской области.
В настоящее время учреждение входит в государственную систему социальных служб Свердловской области и предназначено для оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Учреждение исполняет обязанности по содержанию, воспитанию и образованию, а так же защите прав и законных интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор в учреждение. Осуществляет свою деятельность на территории Нижнесергинского района Свердловской области.
Социальная защита населения сегодня - многофункциональная, самостоятельная и востребованная отрасль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сопровождение - это метод, который обеспечивает создание человеком условий для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях.
Под педагогическим сопровождением понимаются психолого-педагогические и педагогические технологии, предназначенные для решения проблем ребенка, семьи, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня развития, использование активных групповых методов и индивидуальной работы. Основной задачей специалистов сопровождения (социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников), является помощь в решении социально-психологических проблем и предупреждение их возникновения. Осуществление педагогического сопровождения производится путем привлечения ряда ответственных и уполномоченных организаций, которые вправе предоставлять такого рода помощь.
Старший подростковый возраст - это подростки 13-15 лет. Старший подростковый возраст является самым сложным периодом из всех детских возрастов. Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Психологи выделяют три точки созревания подростка: органическое, половое и социальное.
К основным направлениям организации педагогического сопровождения старших подростков в Центре социальной помощи семье и детям относятся: просветительская работа с родителями; совместная деятельность родителей и старших подростков; культурно-досуговая деятельность старших подростков.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. – СПб: Михайлова, 1998. – 379 с. – Текст : непосредственный.
2. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова. – М.: Престиж, 2015. – 390 с. – Текст : непосредственный.
3. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская. – М.: Академия, 2002. – 208 c. – Текст : непосредственный.
4. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 640 с. – Текст : непосредственный.
5. Архипова, А.А. Социально-педагогическое сопровождение детей оставшихся без попечения родителей в процессе социализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Архипова. – СПб., 2005. – 19 с. – Текст : непосредственный.
6. Баль, Н.Н. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения / Н.Н. Баль. – Минск : БГПУ, 2005. – 180 с. – Текст : непосредственный.
7. Бардиер, Г. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер. – Кишинев: [б. и.]; СПб.: [б. и.], 1993. – 96 с. – Текст : непосредственный.
8. Бедулина, Г.Ф. Работа с детьми и семьями находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Социально-педагогическая работа. – 2008. – № 9. – С. 47-53. – Текст : непосредственный.
9. Безух, С.М. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / С.М. Безух. – М.: Норма, 2012. – 320 с. – Текст : непосредственный.
10. Беличева, С.А. Служба социальной защиты семьи и детства / С.А. Беличева // Педагогика. – 2012. – № 7/8. – С. 23-27. – Текст : непосредственный.
11. Божович, Л.И. Подростковый возраст / Л.И. Божович // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. – Академия, 2003. – С. 214–219. – Текст : непосредственный.
12. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская. – СПб: Питер, 2000. – 304 с. – Текст : непосредственный.
13. Бородин, С.В. Социальные отклонения 2-е изд. / С.В. Бородин. – М: Юрид. лит.,1989. – 368 с. – Текст : непосредственный.
14. Вержибок, Г.В. В помощь психологу / Г.В. Вержибок. – Минск: Красико-принт, 2003. – 176 с. – Текст : непосредственный.
15. Волкова, О.В. Социальная реабилитация как направление социальной работы / О.В. Волкова // Гадеамус. – 2006. – № 1. – С. 60-64. – Текст : непосредственный.
16. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман // Новые ценности образования. – М. 1995. – № 2. – С. 39–40. – Текст : непосредственный.
17. Галагузов, А.Н. К вопросу о сущности понятия «социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков» / А.Н. Галагузов // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 85-89. – Текст : непосредственный.
18. Гилинский, Я.И. Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский, B.C. Афанасьев. – СПб: Юридический центр Пресс, 1993. – 167 с. – Текст : непосредственный.
19. Грибанова, Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / Г.В. Грибанова, К.С. Лебединская, М.М. Райская. – М: Педагогика, 1998. – 168 с. – Текст : непосредственный.
20. Губанихина, Е.В. Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Е.В. Губанихина. – Москва, 2004. – 17 с. – Текст : непосредственный.
21. Гуров, В.Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми / В.Н. Гуров. – Воспитание школьников. – 1994. – № 2. – С. 45-47. – Текст : непосредственный.
22. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие / Е.В. Гурова. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с. – Текст : непосредственный.
23. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н.Ф. Дивицына. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. – 351 с. – Текст : непосредственный.
24. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова. – СПб.: Питер, 1998. – 364 с. – Текст : непосредственный.
25. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям находящимся в социально опасном положении / А.В. Ковалевская. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 271 с. – Текст : непосредственный.
26. Козырева, Е.А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей их учителей и родителей / Е.В. Козырева // Школьный психолог. – 2001. – № 33. – С. 64-67. – Текст : непосредственный.
27. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Аверсэв, 1988. – 202 с. – Текст : непосредственный.
28. Корчагина, Ю.В. Методы работы с семьями социального сиротства / Ю.В. Корчагина // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – № 4. – С. 67-70. – Текст : непосредственный.
29. Костерина, И.В. Сущность педагогической поддержки развития у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации / И.В. Костерина // Ученые записки. – Курск: Курский государственный университет. – 2013. – № 2. – С. 231–235. – Текст : непосредственный.
30. Крюкова, Е.П. Методы и формы профориентационной работы в школе / Е.П. Крюкова. – Омск: «ООЦПО», 2012. – 300 с. – Текст : непосредственный.
31. Кулясова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю.А. Кулясова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 804–806. – Текст : непосредственный.
32. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с. – Текст : непосредственный.
33. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л:Медицина,1983. – 256 с. – Текст : непосредственный.
34. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2003. – 192 с. – Текст : непосредственный.
35. Маглыш, В.А. Социально-педагогические основы охраны и защиты детства / В.В. Маглыш. – Минск: БГПУ, 2009. – 120 с. – Текст : непосредственный.
36. Максименя, С.А. Влияние семьи на процесс формирования личности подростков с девиантным поведением / С.А. Максименя // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 6. – С. 33-37. – Текст : непосредственный.
37. Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Г.М. Мануйлов, В.В. Козлов, Н.П. Фетискин. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 362 с. – Текст : непосредственный.
38. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. – М. : Юрайт, 2017. – 817 с. – Текст : непосредственный.
39. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 216 с. – Текст : непосредственный.
40. Михайлова, Н.Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Н.В. Михайлова. – М.: Academia, 2006. – 208 с. – Текст : непосредственный.
41. Мухина, В. С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М: Академия, 1997. – 456 с. – Текст : непосредственный.
42. Нестеренко, И.С Основные направления формы и содержание деятельности школы по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков группы риска / И.С. Нестеренко // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2009. – № 4. – С. 192-193. – Текст : непосредственный.
43. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко. – М.: Академия, 2002. – 256 с. – Текст : непосредственный.
44. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования. – Минск: Новое знание, 2007. – 346 с. – Текст : непосредственный.
45. Осухова, Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации / Н.Г. Осухова // Школьный психолог. – 2001. – № 31. – С. 23-33. – Текст : непосредственный.
46. Поддубная, Т.Н. Социально-педагогическая поддержка в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры: учебно-метод. пособие для социальных педагогов социальных работников воспитателей / Т.Н. Поддубная. – Майкоп, 2010. – 134 с. – Текст : непосредственный.
47. Поповичева, Л.И. Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи / Л.И. Поповичева // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 398-401. – Текст : непосредственный.
48. Психология человека от рождения до смерти / под общей редакцией А.А. Реана. – СПб: АСТ, 2014. – 656 с. – Текст : непосредственный.
49. Реан, A.A. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб: Питер, 2011. – 676 с. – Текст : непосредственный.
50. Рожков, М.И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности / М.И. Рожков // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи. – Ярославль, 2005. – 648 с. – Текст : непосредственный.
51. Рощина, О.Н. Социально-педагогическая поддержка ребенка в трудной жизненной ситуации / О.Н. Рощина // Социально-педагогическая поддержка ребенка: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. – М.: АПКиППРО, 2009. – С. 290–294. – Текст : непосредственный.
52. Рыжковская, Т. Л. Основы психологии и педагогики / Т.Л. Рыжковская. – Минск: МИУ, 2010. – 309 с. – Текст : непосредственный.
53. Рылеева, А.С. Кризисные периоды и состояния детей и подростков и пути их преодоления: учебное пособие / А.С. Рылеева. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. – 215 с. – Текст : непосредственный.
54. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2000. – 336 с. – Текст : непосредственный.
55. Сластенин, В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2002. – 576 с. – Текст : непосредственный.
56. Снитко, Т.В. Социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего оказавшегося в социально опасном положении / Т.В. Снитко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – № 4. – С. 43-48. – Текст : непосредственный.
57. Сопровождение развития детей-сирот: психолого-педагогические проблемы. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008. – 238 с. – Текст : непосредственный.
58. Соскевич, А.И. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучной семьи в сельской местности / А.И. Соскевич // Веснiк адукацыi. – 2004. – № 9. – С. 40-47. – Текст : непосредственный.
59. Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей: метод. рекомендации для социальных педагогов / под. ред. Л.И. Смагиной. – Минск: РИПО, 2003. – 224 с. – Текст : непосредственный.
60. Стибикина, Т.В. В центре внимания семья / Т.В. Стибикина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – № 2. – С. 54-55. – Текст : непосредственный.
61. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений / Н.В. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с. – Текст : непосредственный.
62. Тоистева, О.С. Средства социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения / О.С. Тоистева // Вестник ЧГПУ. – 2009. – № 4. – С. 154-158. – Текст : непосредственный.
63. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и Ко» 2006. – 430 с. – Текст : непосредственный.
64. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М: Академический Проект, 2005. – 336 с. – Текст : непосредственный.
65. Энциклопедия образовательных технологий. – В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с. – Текст : непосредственный.
66. Юрьева, Л.Н. Кризисные состояния / Н.Л. Юрьева. – Днепропетровск: Арт-Пресс, 1998. – 156 с. – Текст : непосредственный.