Коррекция и управление конфликтом
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Коррекция и управление конфликтом»
по дисциплине: «Общая психология»
2020
30 BYN
Коррекция и управление конфликтом
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Общая психология
Организация: Шумилинский районный центр гигиены и эпидемиологии, ГУ
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Конфликты в организации» (авторская разработка).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты изучения конфликтов
1.1 Понятие и виды конфликтов
1.2 Стратегии поведения личности в конфликтных ситуациях
1.3 Сущность и классификация конфликтов в организации
2. Эмпирическое исследование конфликтов в организации на примере ГУ «Шумилинский районный центр гигиены и эпидемиологии»
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования конфликтов в организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Межличностные конфликты возникают во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в организациях. Организационные конфликты сопровождают деятельность трудовых коллективов, выступая в роли как отрицательного, так и положительного фактора, влияющего на функционирование и развитие всей организации.
Возникновение конфликтов между сотрудниками организации может обусловлено различными причинами. Многие сотрудники стремятся добиться поставленной цели, часто не учитывая интересы других, что порождает соперничество и напряженность между коллегами. Велика роль личностных качеств при взаимодействии в трудовом коллективе, где зачастую возникают межличностные конфликты [1, c. 64].
Межличностный конфликт в организации предполагает внесение напряженности в межличностные отношения внутри коллектива между его членами и группировками или с руководством. Причины конфликтов лежат как в особенностях становления специалиста, в котором он осуществляется свои функции, так и в индивидуальном развитии каждого сотрудника личности.
Исследование сущности конфликта и стратегий конфликтного поведения представлены в работах А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова [1], В.М. Бабосова [2] Н.В. Гришиной [7], Е.А. Донченко [10], Н.А. Лобана [19], В.П. Шейнова [32] и др. В работах перечисленных авторов показана сущность конфликта, его причины и возможные последствия.
В последние годы наблюдается повышение научного интереса к изучению конфликтов в организации. Конфликты в условиях предприятий и организации рассматриваются в работах таких авторов как С.А. Брайович [6], А.Д. Деккушева [8], П.М. Деркач [9], О.В. Запевалова [11], М.Ч. Кан [14], М.А. Лаврик [18], Г.М. Магомедов [20] и других. Перечисленные авторы называют такие причины межличностных конфликтов в организации как неблагоприятный психологический климат, негативные межличностные отношения, борьба за распределение ресурсов, неверная организация управления со стороны руководства и др.
Цель исследования: изучить особенности поведения участников конфликтов в организации.
Задачи исследования:
-дать определение понятию «конфликт», обозначить виды конфликтов;
-определить основные стратегии поведения личности в конфликтных ситуациях;
-характеризовать сущность и классификация конфликтов в организации;
1. Теоретические аспекты изучения конфликтов
1.1 Понятие и виды конфликтов
В современной психологии не существует общепринятого определения конфликта. Слово «конфликт» происходит от лат. «сonflictus» и означает столкновение противоположных интересов, целей, разногласие, приводящее к борьбе [19, с. 175].
По определению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [1, с. 27].
В.П. Шейнов определяет конфликт как столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам [32, с. 4].
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [7, с. 177].
Г.И. Козырев определяет конфликт как качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей [16, с. 218].
В отечественной психологии выделяются три основных подхода к изучению конфликта: личностный, ситуативный, онтологический подходы.
В рамках личностного подхода объектом исследований психологов является личность и ее внутренний мир, потребности и мотивы личности, создающие основу в поведении оппонентов и выступающие движущей силой всякого конфликта, превращая взаимодействующие силы в неповторимую и сложную психологическую драму, где проявляются личности, сталкиваются характеры, совершается нравственный выбор. Е.А. Донченко отмечает, что существует особая, свойственная лишь человеку, динамическая организация внутри индивида особых мотивационных систем, привычек, установок, черт, которая позволяет ему специфическим образом приспособиться к жизни в социальной среде. Именно эта «организация» определяет поведение человека и играет важную роль в детерминации событий [10, с. 68].
Представители ситуативного подхода рассматривали конфликт как субъективный феномен. Поведенческий выбор определяется, с одной стороны, внутренней предрасположенностью субъекта к определенному стилю поведения в конфликте, с другой, зависит от восприятия проблемы и оппонента. А.Я. Анцупов рассматривает конфликтное поведение как противоположно направленные действия участников конфликта, в которых реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов [1, с. 194].
Онтологический подход, определяя человека как активного, конструирующего социальную реальность, позволяет понять взаимосвязь образа конфликтной ситуации и поведения в конфликте.
Выводы по первой главе
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [1, с. 27]. Конфликты могут быть: социальными и внутриличностными, открытыми, скрытыми и потенциальными; деструктивными и конструктивными, личностными и организационными. Исследование сущности конфликта и стратегий конфликтного поведения представлены в работах А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова [1], В.М. Бабосова [2] Н.В. Гришиной [7], Е.А. Донченко [10], Н.А. Лобана [19], В.П. Шейнова [32] и др. В работах перечисленных авторов показана сущность конфликта, его причины и возможные последствия.
2. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, линия поведения в конфликте. Выбор стратегии поведения в конфликте осуществляется с учетом своих интересов и интересов в оппонента, обусловлен индивидуальными особенностями и социальными установками участниками конфликта. Основными стратегиями поведения в конфликте являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
3. Конфликт в организации представляет собой многоуровневое явление, основанное на взаимодействии противоборствующих между собой субъектов, предмет которого связан с деятельностью организации, условиями труда, интересами и ценностями его участников. Конфликты в организации подразделяются на: организационные, производственные, трудовые, инновационные, корпоративные. В зависимости от направления воздействия конфликты в организации бывают: вертикальными и горизонтальными. Вертикальный конфликт – это конфликт между уровнями управления в организации, предполагающий конфликтное взаимодействие оппонентов вертикального подчинения: руководителя-подчиненного.
2. Эмпирическое исследование конфликтов в организации на примере ГУ «Шумилинский районный центр гигиены и эпидемиологии»
2.1 Организация и методики исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУ «Шумилинский районный центр гигиены и эпидемиологии». В исследовании приняли участие 30 сотрудников организации, из них 10 мужчин и 20 женщин. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов исследования не проводился.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Анкета «Конфликты в организации» (авторская разработка).
Назначение: выявление наличия вертикальных конфликтов в организации. В результате анкетирования можно определить наличие конфликтов в организации, их виды и причины. Анкета содержит 6 вопросов. Испытуемым предлагается ответить на вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответов. Текст опросника представлен в Приложении А.
2. Тест описания поведения К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной [23].
Назначение методики: изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, определение способов реагирования на конфликтные ситуации. С помощью методики можно выявить следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Выводы по второй главе
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУ «Шумилинский районный центр гигиены и эпидемиологии». В исследовании приняли участие 30 сотрудников организации, из них 10 мужчин и 20 женщин. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов исследования не проводился.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Анкета «Конфликты в организации» (авторская разработка).
2. Тест описания поведения К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной [35].
Проведенное эмпирическое исследование особенностей поведения участников конфликтов в организации позволило сделать следующие выводы:
-в организации иногда случаются конфликты. Как правило, в организации происходят межличностные конфликты между руководителем и подчиненными. Конфликты между руководителем и подчиненными возникают чаще всего по причине личностных особенностей руководителя, а также несовместимости взглядов и мнений, касающихся плохой организации труда. По мнению большинства сотрудников, имеющиеся межличностные конфликты в организации имеют деструктивные последствия. Большинство сотрудников организации принимают участие в конфликтах с руководителем при необходимости. Эти сотрудники вынуждены вовлекаться в конфликты с руководством по причине групповой конформности.
-сотрудники организации преимущественно создают конфликтную ситуацию, проявляют соперничество, стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, предпочитают избегать конфликтные ситуации, не брать на себя ответственность за исход конфликта.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [1, с. 27]. Конфликты могут быть: социальными и внутриличностными, открытыми, скрытыми и потенциальными; деструктивными и конструктивными, личностными и организационными.
2. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, линия поведения в конфликте. Выбор стратегии поведения в конфликте осуществляется с учетом своих интересов и интересов в оппонента, обусловлен индивидуальными особенностями и социальными установками участниками конфликта. Основными стратегиями поведения в конфликте являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
3. Конфликт в организации представляет собой многоуровневое явление, основанное на взаимодействии противоборствующих между собой субъектов, предмет которого связан с деятельностью организации, условиями труда, интересами и ценностями его участников. Конфликты в организации подразделяются на: организационные, производственные, трудовые, инновационные, корпоративные. В зависимости от направления воздействия конфликты в организации бывают: вертикальными и горизонтальными. Вертикальный конфликт – это конфликт между уровнями управления в организации, предполагающий конфликтное взаимодействие оппонентов вертикального подчинения: руководителя-подчиненного.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУ «Шумилинский районный центр гигиены и эпидемиологии». В исследовании приняли участие 30 сотрудников организации, из них 10 мужчин и 20 женщин. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов исследования не проводился.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Анкета «Конфликты в организации» (авторская разработка).
2. Тест описания поведения К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной [35].
Проведенное эмпирическое исследование особенностей поведения участников конфликтов в организации позволило сделать следующие выводы:
-в организации иногда случаются конфликты. Как правило, в организации происходят межличностные конфликты между руководителем и подчиненными. Конфликты между руководителем и подчиненными возникают чаще всего по причине личностных особенностей руководителя, а также несовместимости взглядов и мнений, касающихся плохой организации труда. По мнению большинства сотрудников, имеющиеся межличностные конфликты в организации имеют деструктивные последствия.
1. Анцупов, А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 534 с.
2. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 464 с.
3. Бабосов, Е.М. Социальные конфликты и управление ими: теория и практика менеджмента конфликтов / Е.М. Бабосов. – Минск: Дикта, 2009. – 395 с.
4. Белоусова, А.Б. Гендерные особенности участников вертикальных межличностных конфликтов в современной организации / А.Б. Белоусова, А.В. Хавронина // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 2. – С. 157–163.
5. Большаков, А.Г. Конфликтология организаций / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. – М.: МЗ Пресс, 2001. – 182 с.
6. Брайович, А.С. Конфликты в организациях: типы и модели / С.А. Брайович // Общество и право. – 2005. – № 2. – С. 75–79.
7. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
8. Деккушева, А.Д. Конфликт в организации: социологический анализ: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.08 / А.Д. Деккушева. – Пятигорск, 2010. – 21 с.
9. Деркач, П.М. Организационные конфликты и их значение для коллектива / П.М. Деркач // Новое поколение. – 2015. – № 8. – С. 61–65.
10. Донченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е. А. Донченко, Т.М. Титаренко. – Киев: Политиздат, 1989. – 175 с.
11. Запевалова, О.В. Профилактика конфликтных ситуаций в служебном коллективе / О.В. Запевалова, В.В. Бабурин // Психопедагогика в правоохр. органах. – 2018. – № 2 (73). – С. 30–34.
12. Зотова, Л.И. Психология и этика делового общения / Л.И. Зотова [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – Минск: Юнити Вилат, 1997. – 279 с.
13. Кавецкий, И.Т. Основы психологии и педагогики / И.Т. Кавецкий. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 126 с.
14. Кан, М.Ч. Разрешение и регулирование социальных конфликтов в организациях: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.08 / М.Ч. Кан. – М., 2002. – 23 с.
15. Кармин, А.С. Конфликтология / А.С. Кармина. – СПб.: Питер, 2000. – 449 с.
16. Козлов, С.А. Конфликт в организациях / С.А. Козлов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2007. – № 113. – С. 129–133.
17. Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
18. Лаврик, М.А Психологические особенности преодоления вертикального конфликта руководителями правоохранительных учреждений: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / М.А. Лаврик. – Сочи, 2012. – 22 с.
19. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
20. Магомедов, Г.М. Конфликты в организации: сущность и особенности / Г.М. Магомедов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 233-239.
21. Магомедов, К.Д. Влияние конфликтов на социально-психологический климат в коллективе / К.Д. Магомедов // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 142–145.
22. Мринская, Е.Н. Влияние конфликтов на эффективность работы организации / Е.Н. Мринская // Вестник Ростовского социально-экономического института. – 2014. – № 2. – С. 1–8.
23. Опросник К.У. Томаса «Стиль поведения в конфликте» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3543864/
24. Поземкина, К.О. Проблематика исследования межличностных конфликтов: теоретические основы / К.О. Поземкина, Ю.О. Суляигна // Материалы ивановских чтений. – 2017. – № 3-1 (14). – С. 147-151.
25. Ратников, В.П. Конфликтология / В.П. Ратников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 524 с.
26. Рыжов, Б.С. Проблемы межличностного конфликта в социальной психологии / Б.С. Рыжов // Вестник Екатеринбурского института. – 2013. – № 4 (24). – С. 71–76.
27. Самец, Л.В. Социально-психологические детерминанты конфликтного взаимодействия в системе деловых отношений / Л.В. Самец, Л.В. Повидайко. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2011. – 78 с.
28. Слепцова, М.А. Способы разрешения конфликтов в организации / М.А. Слепцова // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2015. – № 5. – С. 281–283.
29. Сокор, Е.М. Профилактика межличностных конфликтов в организациях: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Е.М. Сокор. – Москва, 2003. – 20 с.
30. Тимонина, Г.Е. Межличностный конфликт как объект социально-психологического исследования: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Г.Е. Тимонина. – М., 2002. – 20 с.
31. Чекалдин, А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения / А.М. Чекалдин // Вестник НГИЭИ. – 2015. – № 9. – С. 73-77.
32. Шейнов, В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2010. – 912 с.
33. Шелаева, М.М. Стратегии и стили поведения в конфликтной ситуации / М.М. Шелаева // Развитие профессионализма. – 2016. – № 1. – С. 119–120.
34. Шило, И.Н. Конфликт как предмет социологии организации // Современная конфликтология в контексте культуры и мира: материалы I Международного конгресса конфликтологов / под. ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 331–342.
35. Якоби, Т.А. Динамика вертикального конфликта в деятельности руководителей образовательных учреждений: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Т.А. Якоби. – Ставрополь, 2003. – 21 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Конфликты в организации» (авторская разработка).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты