Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности детей
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности детей»
по дисциплине: «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
2020
45.00 BYN
Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности детей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности детей
1.1 Математический словарь детей старшего дошкольного возраста: содержание и педагогические условия развития
1.2 Нерегламентированная деятельности детей старшего дошкольного возраста: виды, содержание
1.3 Подходы к планированию образовательного процесса в учреждении дошкольного образования
1.4 Необходимость развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности детей
Глава 2 Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности детей в практике работы учреждения дошкольного образования
2.1 Анализ планирования образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с точки зрения нацеленности его на развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности детей
2.2 Возможность планирования образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с целью развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности детей
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.
Известно, что педагогический процесс в учреждении дошкольного образования может быть условно разделен на два составляющих блока: специально организованная деятельность воспитанников и нерегламентированная деятельность. Специально организованная деятельности детей регламентирована типовым учебным планом.
Вместе с тем практика дошкольного образования показывает, что строгие рамки специально организованной деятельности, насыщенность образовательного процесса не всегда позволяют создать оптимальные условия для формирования у ребенка опыта применения полученных знаний, умений и навыков для самостоятельного решения практических конструктивных задач в различных жизненных ситуациях.
Поэтому актуальность выбранной темы работы заключается в том, что в комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит нерегламентированной деятельности. Она интересна для детей, эмоционально захватывает их. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе нерегламентированной деятельности и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают математическим словарем. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика является сложной наукой, которая может вызвать у ребенка трудности во время школьного обучения. К тому же не все дети обладают математическим складом ума, именно поэтому при подготовке к школе на этапе дошкольного образования так важно сформировать у дошкольника правильный математический словарь.
Раннее обучение элементарной математике начинается с 3 лет и позволяет получить базовые знания математических понятий и терминов, которые будут необходимы будущему школьнику. Школьные программы предъявляют высокие требования к знаниям учеников, предполагается, что после окончания дошкольного образовательного учреждения ребенок уже свободно оперирует полученными знаниями в области математики и владеет математической речью на достаточном уровне.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
1.1 Математический словарь детей старшего дошкольного возраста: содержание и педагогические условия развития
Математическое развитие дошкольников представляют собой позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей [37, с. 3]. Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка [3, с. 24].
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для математического развития детей существенное значение имеет формирование математического словаря.
Математика является точной наукой, в которой много специальных терминов, используемых дошкольниками в речи. Язык математики в большей степени, чем язык других учебных предметов обладает такими качествами, как однозначность, недвусмысленность терминов и выражений, четкость синтаксических и семантических правил, компактность и емкость фразеологических оборотов, стилистическое единообразие, использование стандартных словесных форм. Перечисленные качества математического языка, позволяют сформировать следующие компоненты речевой культуры: точность языка, адекватное выражение мысли, экономичность, информативность речи, последовательность речи, логичность, четкость формы.
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Анализ планирования образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с точки зрения нацеленности его на развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности детей
При организации планирования процесса развития математического словаря у старших дошкольников необходимы следующие условия:
- использование возможности развития математического словаря у детей в рамках других образовательных областей (искусство, развитие речи, ребенок и природа и др.);
- распределение в течение дня содержания образовательных областей (в частности «Элементарные математические представления»);
- органичное вплетение математических представлений в содержание других образовательных областей;
- содержание занятий по «Элементарным математическим представлениям» должно соответствовать теме недели (также, как и по занятиям в рамках других образовательных областей);
- в планах воспитателей должна быть отражена работа по использованию развивающей предметно-пространственной среды для развития у детей математического словаря, по созданию условий для активности каждого ребенка.
Для анализа планирования образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с точки зрения нацеленности его на развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности была выбрана первая неделя Примерного тематического планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности О.В. Остапюк.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математическое развитие дошкольников представляют собой позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Одним из показателей математического развития дошкольников являются особенности развития речи (усвоение математической терминологии). В рамках познавательно-речевого развития в дошкольном учреждении закладываются основы формирования элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, таким образом можно сказать, что осуществляется математическое развитие дошкольников.
Для формирования математического словаря старших дошкольников в учреждении дошкольного образования используются различные виды деятельности. Наиболее эффективной в этом отношении является нерегламентированная деятельность.
Нерегламентированная деятельность представляет собой совместную деятельность детей и педагога и самостоятельная деятельность детей, которая осуществляется в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и сезонными изменениями в рамках режима жизнедеятельности. Основу нерегламентированной деятельности составляет игра, которая также осуществляемой в рамках режима жизнедеятельности ДОУ. Сущностной характеристикой нерегламентированной деятельности является возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным интересам детей старшего дошкольного возраста. К нерегламентированным видам деятельности относятся: общение, игровая деятельность, познавательно-практическая деятельность, художественная деятельность, трудовая деятельность.
Специфика развития математического словаря старших дошкольников в условиях нерегламентированной деятельности заключается в возможности саморазвития ребенка за счет свободного выбора им вида деятельности и различного дидактического материала.
Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста является содержательное, целенаправленное планирование и организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей и потребностей детей.
1. Абричкина, М.Е. Развитие речи в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования / М.Е. Абричкина, О.Е. Гашева. – 2014. – № 7-2. – С. 11-12.
2. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОО / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2015. –128с.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений / А.В. Белошистая. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 400 с.
4. Браташ, Э.Е. Комплексная подход к развитию речи старших дошкольников в процессе формирования математических представлений в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033025.
5. Будзько, Т.С. Развiцце матэматычных уяуленняу у дашкольнiкау: Метадычны дапаможнiк для выхавальнiкау дзiцячых садоу / Т.С.Будзько. – Мн., 1998.
6. Будько, Т.С. Организация обучения детей математике в комплексе с физическим развитием ребенка / Т.С. Будько // Воспитание в процессе обучения: Материалы междунар. науч. – практ. конф., Минск, 17 февр.2005 г. В 2. ч. Ч.1. Материалы научных исследований отечественных и зарубежных ученых / Бел.гос.пед. ун-т им. М.Танка; редкол. Н.С. Старжинская [и др.]; отв. ред. Д.Н. Дубинина. – Мн.: БГПУ, 2005. – С. 30-33.
7. Будько, Т.С. Развитие математических представлений в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Т.С. Будько, Н.А. Леонюк // Феномен детства: социально-педагогические и методико-психологические проблемы: Материалы междунар. науч.- практ. конф., посв. 20-летию фак. дошкольного образования; под общ. ред. М.Э. Чесновского. – Брест, 2004.- С.29-32.
8. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
9. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. – М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. – С. 272- 317.
10. Глазырина, Л.Д. Досуг в воспитании и развитии детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина. – Пралеска. – № 2. – 2016. – С. 3-9.
11. Дюжакова, М.В.Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника
// Сборник материалов Ежегодной международной научнопрактической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» / М.В. Дюжакова, О.И. Лавлинская, А.В. Коломеец. – 2016. – №5. – С. 580- 582.
12. Житко, И.В. Серия пособий «Бубик и Пики» (Время. Часы; Счѐт до 20. Задачи; Логика. Множество; Счѐт до 10. Цифры; Форма. Величина) / И.В. Житко. – Мн., 1999, 2000.
13. Житко, И.В. В гости к весѐлым числам: Диагностическая игра и методические рекомендации к ней / И,В. Житко. – Мозырь, 2002.
14. Житко, И.В. Играем в математику : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / И.В. Житко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010.
15. Житко, И.В. Математика для малышей: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010.
16. Житко, И.В. Математический калейдоскоп: Учебно-методический комплекс в 3 Ч. / И.В. Житко. – Мн.: НИО, 2006. РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ
17. Житко, И.В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования, родителей / И.В. Житко. – Мн.: Выш. шк., 2005.
18. Житко, И.В. Нас окружают пространство, время и число.: Учебное пособие для воспитанников старшей ступени (от 5 до 6 лет) заведений, которые обеспечивают получение дошкольного образования / И.В. Житко. – Мн.,2003.
19. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка / Б.А. Кордемский. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 185 с.
20. Леушина, А.М. Обучение счету в детском саду / А.М. Леушина. – М.: Учпедгиз, 1959. – 150 с.
21. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов пединститутов / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1974. – 368 с.
22. Львова, А. Как связано развитие речи и математика? // Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-seminare-po-matematike.html.
23. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Л.С. Метлина – М.: Книга по Требованию, 2013. – 254 с.
24. Михайлова, 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др. – СПб. : ДетствоПресс, 2008. – 388 с.
25. Непомнящая, Р.Л. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста в детском саду / Р.Л. Непомнящая. – Могилев, 2000.
26. Нищева, Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников / Н.В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 14 с.
27. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст / В.П. Новикова. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 32 с.
28. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1996.
29. Онискевич, Т.С. Пути реализации преемственности в формировании геометрических представлений у дошкольников и младших школьников: Дисс. … канд. пед. наук. – Мн., 2003.
30. Образовательные стандарты «Дошкольное образование»: утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.12.2012 № 146 // Пралеска. – 2013. – № 3. – С. 36-45.
31. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» : лекции 1–4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с.
32. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.
33. Поставничий, Ю. С. Теоретические основы формирования культуры математической речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldofteacher.com/8965-teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-kultury-matematicheskoy-rechi.html.
34. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 августа 2019 г. № 138 Об утверждении учебной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2019/10/up-doshkolnoe-2019-rus-bel.pdf.
35. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа: методико-практические материалы. В 4 ч. Ч.4 – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 77 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.net/8_26446_metodiko-prakticheskie-materiali.html.
36. Пшеницына, Л.А. Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста в условиях нерегламентированной деятельности / Л.А. Пшеницына. – М., 2016. – С. 129-133.
37. Шевелев, К.В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 32 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты