Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2020
45.00 BYN
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты исследования уровня сформированности умений определения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нормально развивающихся детей
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.1 Понятие фонематического восприятия и особенности его развития у детей в онтогенезе
1.2 Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Глава 2 Практическое исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Интерпретация результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов у младших школьников с нарушениями речи или интеллектуальной недостаточностью фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.
Фонетико-фонематическое недоразвитие часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, а, кроме того, не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Устранение дефектов речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную педагогическую работу.
Все больше уделяется внимания психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе учитывается не только структура дефекта, но и психологические особенности ребенка, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.
Цель исследования – изучить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие фонематического восприятия и особенности его развития у детей в онтогенезе
Психологические процессы (восприятие, память, мышление, эмоции и пр.) играют центральную роль в отражении объективной реальности, ориентации в ней и регуляции действий. По мнению Б. Ананьева, каждый психический процесс формируется «как некое созвездие психофизиологических функций (сенсорных, мнемологических, вербальных, тонических и пр.), действий с различными операциями (перцептивных, мнемологических, логических и пр.) и мотивации (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентаций) [2, с. 89].
Без участия этих функций психические процессы, в том числе процессы восприятия, не могут быть выполнены.
В конкретных источниках восприятие определяется как:
- «форма сенсорного отражения реальности в сознании, способность обнаруживать, принимать, дифференцировать и ассимилировать явления внешнего мира и формировать их образ» [8, с. 84];
- «прямое, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков». [8, с. 84];
- «субъективное изображение объекта, явления или процесса, которое непосредственно влияет на анализатор или систему анализатора. Процесс формирования этого образа »[8, с. 84].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и методика исследования
Целью экспериментального исследования стало выявления состояния фонематического анализа и синтеза детей у дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
– выявить уровни сформированности состояние восприятия и дифференциации звуков;
– выявить уровни сформированности умений фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений;
– выявить уровни сформированности умений звуко-слогового анализа и синтеза.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
– подобрать методы и методики для определения уровня фонематического анализа и синтеза в исследуемых выборках;
– определить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речии у нормально развивающихся детей;
– определить содержание коррекционной работы по формированию умений фонематического анализа и синтеза детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
– провести повторное исследование состояния фонематических процессов, анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с целью оценки эффективности формирующего этапа исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом постоянного увеличения числа детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи проблема формирования у них фонематического восприятия занимает важнейшее место в логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции остается одним из самых актуальных.
Известно, что речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия акустических признаков звуков, обобщающихся в фонемах, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний фраз.
Дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи обладают особенностями слухового восприятия, испытывая серьезные серьёзные затруднения при усвоении школьного материала. Умение слышать и различать акустические признаки звуков создает базу для обобщения этих признаков в фонеме и для дифференциации фонем в речевом потоке. Фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительный.
Современное понимание предполагает, что фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает в себя фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематическое представление.
1. Агранович, З. И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2001.
2. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания / Г. А. Быстрова, Э А. Сизова, Т. А. Шуйская – Спб. : Каро, 2002.
3. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях школьного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова – СПб. : Детство-пресс, 2001.
4. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у школьников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова – М. : Владос, 1997.
5. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова – СПб. : Детство – пресс, 2005.
6. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического / О. Е. Грибова – М.: Айрис-пресс, 2008.
7. Гриншпун, Б. М. Дислалия // Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – М., 2004. – С. 142–145.
8. Екжанова, Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы / Е. А. Екжанова, О. А. Фроликова – СПб. : Каро, 2007.
9. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская – М. : ТЦ Сфера, 2007
10. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа, 2001 – № 11. – С. 48–52.
11. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. – М., 1990. – 541 с.
12. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова. – М. : Просвещение, 1963. – С. 213–227.
13. Зикеева, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А. Г. Зикеева – М., 2000.
14. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. Вып. 2. – М., 1987.
15. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичёва – М., 1978.
16. Лалаева, Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева – М.: Владос, 2004.
17. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн.. – М. : Владос, 2003. – Кн. 5.
18. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар., изд. центр ВЛАДОС, 2004.
19. Лопатина, Л. В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, В. А. Калягин – СПб., Москва: САГА: Форум, 2006.
20. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т. А. Ткаченко – СПб., 1998.
21. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова – М. : Владос, 1999.
22. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин. – М., 1998. – 645 с.
23. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко – М., 1983.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты исследования уровня сформированности умений определения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нормально развивающихся детей
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты