Введение
Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи с видами и жанрами изобразительного искусства
1.1 Понятия об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства
1.2 Этапы ознакомления детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи с изобразительным искусством
1.3 Возможности ознакомления детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи с видами и жанрами изобразительного искусства. Методы и приемы руководства
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня восприятия живописи детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика восприятия живописи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Формирующий эксперимент. Проведение коррекционно–развивающей работы
2.3 Контрольный эксперимент. Анализ эффективности проведения коррекционно–развивающей работы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Невозможно воспитать человека, который благороден, нравственен, созидателен и без красоты. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергия радости, которая активизирует творческую деятельность, положительно влияет на здоровье. Но чтобы пережить все это, ребенок должен видеть красоту и воспринимать ее, потому что красота, не принятая сама по себе, ничего не дает. Можно стоять перед красивым произведением искусства столько, сколько угодно, и ничего не видеть или не чувствовать. Чтобы этого не случилось, мы должны с первых же дней жизни открыть в ребенке чувство восприятия красоты. Но для этого мы должны уметь замечать красоту, чувствовать ее, жить ею эмоционально. Ребенок через нас, взрослых, понимает мир, учится видеть, чувствовать, понимать. Чем больше мы можем это сделать, тем больше ребенок может это сделать. Младшие школьники особенно чувствительны. Их первые яркие и радостные впечатления откладываются на всю оставшуюся жизнь, во многом приводя к дальнейшему развитию. Поэтому с первых же дней жизни мы должны окружать детей красивыми образами [1, c. 23].
Развитие эстетических чувств детей позволяет им довести до эстетической оценки предмета и его индивидуальных свойств, которые могут быть определены различными определениями: огромные, элегантные, светлые, радостные, праздничные, живые и т.д.. Знание произведений искусства имеет большое значение для эстетического воспитания детей и развития их зрительных способностей. Яркость, выразительность изображений в живописи, скульптуре, архитектуре и прикладном искусстве провоцирует эстетический опыт, помогает детям глубоко и полноценно воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, скульптурах, аппликациях.
Объект исследования – методика ознакомления с видами и жанрами изобразительного искусства.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ВИДАМИ И ЖАНРАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Понятия об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства
Искусство (lat. eхperimentum – опыт, проба) – образное понимание действительности; процесс или результат выражения внутреннего или внешнего мира создателя в (художественном) образе; творение, направленное таким образом, чтобы отразить не только самого автора, но и интерес других людей [2, c. 56].
Искусство – одна из важнейших областей культуры, без которой невозможно представить жизнь людей.
Известно, что виды, искусства могут быть объединены в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластическое искусство – это пространственное искусство, произведения имеют сюжетную природу, они создаются при разработке материала и существуют в реальном пространстве. К пластическим видам искусства относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративно–прикладное искусство, дизайн, а также изобразительное и прикладное народное искусство [3, c. 98].
Все виды искусства развивают мир в образной форме. Произведения пластических искусств воспринимаются визуально, а иногда и тактильно (скульптура и декоративно– прикладное искусство). По этой причине они значительно отличаются от произведений временных форм искусства. Музыкальные произведения воспринимаются на слух. На исполнение симфонии и чтение книги уходит определенное время. Балет, в котором сливаются музыка и пластика человеческого тела, не следует относить к пластическим искусствам. Балет считается синтетическим видом искусства.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика восприятия живописи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
С целью решения задач курсовой работы было организовано экспериментальное исследование. Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
База исследования: государственное учреждение образования «Средняя школа №16 г. Бреста».
Выборка исследования: в эксперименте участвовали ученики младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 1 «А» класса, в количестве 10 детей.
Задача констатирующего эксперимента: изучить восприятие и понимание детьми 6 – 7 лет произведений искусства (живописи и графики).
Для этого детям были предложены следующие задания:
- рассматривание и оценка картин «В гостях у картин» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
- дидактическая игра «Разложи по жанрам» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
При этом каждая демонстрация произведений искусства сопровождалась вопросами: «Нравится ли тебе эта картина?», «Расскажи, что нарисовал художник», «Как называется такая картина?» и т.д.
Критерии оценки ответов:
- узнавание изображенных на картине предметов, явлений, действий;
- понимание основного содержания рассматриваемой картины;
- понимание средств художественного изображения и выразительности;
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
искусство – это образное понимание действительности; процесс или результат выражения внутреннего или внешнего мира создателя в (художественном) образе; творение, направленное таким образом, чтобы отразить не только самого автора, но и интерес других людей. Искусство – одна из важнейших областей культуры, без которой невозможно представить жизнь людей. Виды искусства могут быть объединены в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Техника живописи постоянно совершенствовалась на протяжении веков, что и привело к появлению жанров в 17 веке.
Определены четыре основных этапа, направленных на ознакомление детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи с изобразительным искусством.
Большое значение придается знакомству детей с произведениями искусства в школе, их эмоциональному и художественному развитию. Очень важно научить детей видеть красоту окружающих предметов, явлений и их различное представление в работах художников
С целью решения задач курсовой работы было организовано экспериментальное исследование. Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
База исследования: государственное учреждение образования «Средняя школа №16 г. Бреста». Выборка исследования: в эксперименте участвовали ученики младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 1 «А» класса, в количестве 10 детей.
Задача констатирующего эксперимента: изучить восприятие и понимание детьми 6 – 7 лет произведений искусства (живописи и графики). В ходи диагностического исследования было выявлено, что высокий уровень восприятия и понимания произведений искусства зафиксирован только у 1 ребенка – 10%. 6 респондентов показали средний уровень восприятия и понимания произведений искусства – 60%.
1. Алёхин, А.Д. Когда начинается художник / А.Д. Алёхин. – М.: Просвещение, 2004
2. Григорьева, Г.Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности:/Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000.– 300 с
3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.– 2006. – 99 с.
4. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие младших школьников/ Казакова Т.Г. – М.: Педагогика. 2013.–206 с.
5. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество/ Комарова Т.С. – М.: Педагогика, 2010.– 326 с.
6. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ В.Б. Косминская,Н.Б. Халезова. – М.– Просвещение, 2009.– 323 с.
7. Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей / Г.В. Лабунская. – М.: Просвещение, 2015.– 208 с.
8. Лазуко, Б.А. Словарь терминов по архитектуре, изобразительному и декоративно–прикладному искусству / Б.А. Лазуко. – Минск, 2001.
9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой – М.: 2012.– 426 с.
10. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/В.С. Мухина. – М.: Педагогика, 2011. – 365 с.
11. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / редкол.: В.М. Полевой (гл. ред.) и др. – М., 2006.
12. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность младших школьников/Л.Прохорова. – 2006.– №5. – стр. 21–27.
13. Психологическая диагностика: Учебное пособие/ Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Изд–во УРАО, 2007. – 304 с.
14. Розенвассер, В. В. Беседы об искусстве: пособие для учителей нач. классов / В.В. Розенвассер. – М., 2009.
15. Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова. – М.: 2002.– 283 с.
16. Силивон, В.А. Природа детского рисунка (психолого–педагогический аспект)/В.А. Силивон. Монография. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183 с.
17. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. – 2–е изд. – М.: Академия, 2002.
18. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева. – М.: Просвещение, 2015. – 356 с
19. Трофимова, М.В.Изобразительное искусство/М.В. Трофимова, Т.И. Тарабанова. – Ярославль: «Академия развития», 2017. – 240 с.
20. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей младшего школьного возраста/Е.А. Флёрина. – М.: 2016. – 297 с.
21. Что такое искусство: в 2 т. – М.: Советский художник, 2009. – т 2 Монументальное искусство, плакат, графика, книга / В.В. Алексеева – 2009.
22. Энциклопедический словарь юного художника / сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М., 2013.