Психологические особенности темперамента в подростковом возрасте
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности темперамента в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2020
45.00 BYN
Психологические особенности темперамента в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Айзенка по определению темперамента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики психологических особенностей темперамента у подростков по методике Айзенка.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы исследования проблемы психологических особенностей темперамента в подростковом возрасте
1.1 Сущность и типы темперамента
1.2 Психологические особенности личности в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей темперамента в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Данная работа посвящается изучению психологических особенностей темперамента в подростковом возрасте. В период подросткового возраста начинаются интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. У ребят подросткового возраста появляются новые психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста является стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.
Личность любого подростка является индивидуальной, но и в ней находят отражение закономерности общие как для всех несовершеннолетних в целом, так и для их некоторых социальных групп. Учитывая это, можно утверждать, что в личности, как в любом объекте исследования, находят проявление единство общего, особенного или индивидуального. Одной из индивидуальных особенностей несовершеннолетнего подростка, как и каждого человека другого возраста, является темперамент. Темперамент является самой устойчивой характеристикой личности человека, которая почти не изменяется на протяжении жизни и проявляется во всех областях жизнедеятельности. Знание темперамента разрешает выявить разносторонность возможностей личности с целью применения потенциала их сильных личностных свойств.
В естественных условиях темперамент находит проявление только в особенностях индивидуального стиля и не определяет результативность деятельности. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности значительно усиливается, потому что заранее усвоенные формы поведения становятся нерезультативными и становится необходимой дополнительная энергетическая или динамическая мобилизация организма, для того чтобы справиться с неожиданными или очень сильными воздействиями-раздражителями, особенно в период подросткового возраста.
1 Теоретические основы исследования проблемы психологических особенностей темперамента в подростковом возрасте
1.1 Сущность и типы темперамента
Поведение человека зависит не только от условий жизни общества, но и от особенностей его естественной организации. Среди личностных характеристик, которые описывают стиль поведения человека, его деятельность и процесс общения, особое место принадлежит темпераменту. Человечество долгое время пыталось установить характерные особенности душевного склада разных людей, свести их к небольшому числу обобщенных портретов – типов темперамента, так как это дало бы возможность предсказать поведение людей разных типов в самых разных жизненных ситуациях. Психическая активность разных людей различна [11, с. 322]. У некоторых людей это происходит равномерно, плавно, они всегда спокойны, медлительны, скупы в движении, улыбаются. У других людей, наоборот, это больше прыжок. Этот тип людей более мобильный, живой, шумный, у них богатая и разнообразная мимика, движения суетливые, нетерпеливые. Природные (или иные врожденные) черты, устанавливающие динамическую сторону психической деятельности человека, являются свойством темперамента.
Под темпераментом следует понимать естественно обусловленные, индивидуально присущие психике свойства, которые определяют динамику психической деятельности человека. Темперамент характеризует человека главным образом по скорости и интенсивности всех психических процессов – познавательных, эмоциональных, волевых. Еще раз можно отметить, что темперамент устанавливает только динамические, а не содержательные стороны поведения [3, с. 212]. Темперамент не характеризует убеждения человека, его взгляды, интересы, не является показателем его большей или меньшей ценности для общества. Он не предопределяет черты характера, хотя между ними и свойствами темперамента существует тесная взаимосвязь, и не определяет степень развития общих и специальных способностей.
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей темперамента в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы является изучить психологические особенности темперамента в подростковом возрасте. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление психологических особенностей, свойственных подростковому возрасту. Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно.
Выборка: в исследовании принимали участие 30 подростков в возрасте 14-16 лет (17 юношей и 13 девушек).
Для проведения исследования использовалась следующая методика: методика Айзенка по определению типа темперамента.
Методика Айзенка. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: экстраверсии, интроверсии и нейротизма. Связь фаторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента – холерическим, сангвиническим, флегматическим и меланхолическим отражаются в «круге Айзенка»: по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.
Опросник формы содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии-интроверсии, еще 24 – со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.
Заключение
Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, появления, прекращение и изменение. Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента – это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые устанавливают собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного промежутка времени, проявляясь вскоре после момента рождения. В психологии выделяют четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Каждый тип темперамента отличается друг от друга разной степенью выраженности силы, уравновешенности, подвижности.
Подростковый возраст это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности. Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости. К психологическим особенностям подросткового возраста относятся: чувствительность к оценке посторонних своей внешности; крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих. Для удовлетворения чувства взрослости подростки пытаются во всем подражать взрослым. Конкретными образцами для подражания становятся более взрослые друзья, киногерои, попса и другие взрослые с «броской» внешностью. Подражание делает подростка взрослым и в собственных глазах, и в глазах, как ему кажется, окружающих людей. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Поведение подростка регулируется его самооценкой.
1 Аллахвердов, В.М. Психология / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова. – М.: Проспект, 2004. – 752 с.
2 Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2011. – 336 с.
3 Божович, Е.Д. Психология особенного развития личности подростка / Е.Д. Божович. – М.: Эксмо, 2009. – 341 с.
4 Гаджиева, У.Б. Особенности проявления темперамента как свойства индивидуальности личности // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – №4. – С.109-113.
5 Грушева, О.А. Теории темперамента // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2014. – №1. – С. 39-42.
6 Дружинина, В.Н. Психология, учебник для гуманистических ВУЗов / В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
7 Жемчугова, Н.А. Соотношение свойств темперамента и общительности на раннем и позднем этапах юношеского возраста / Н.А. Жемчугова // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». – 2009. – № 2. – С. 36-41.
8 Ивашкин, В. Психологическое изучение школьников / В. Ивашкин. – М.: Эксмо, 2010. – 536 с.
9 Клонингер, С. Теория личности: познание человека / С. Клонингер. – СПб.: Питер, 2013. – 720 с.
10 Корниенко, Д.С. Личностные свойства родителя и темперамент ребенка как предикторы детско-родительских отношений / Д.С. Корниенко, А.В. Краснов // Психологические науки. – № 11. – 2012. – C. 35-44.
11 Корниенко, Н.А. Личность и индивидуальные различия / Н.А. Корниенко. – М.: НГТТУ, 2008. – 562 с.
12 Кривцова М.А. Темперамент личности и его свойства // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – №5. – С. 105-111.
13 Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента / А.И. Крупнов. – М.: РУДН, 2012. – 80 с.
14 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Юрайт-М, 2011. – 464 с.
15 Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб. Питер, 2010. – 592 с.
16 Мещеряков, В. Большой психологический словарь / В. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Питер, 2014. – 672 с.
17 Мирошнеченко, В.В. Хрестоматия по психологии / В.В. Мирошнеченко. – М.: Просвещение, 2007. – 528 с.
18 Овчинников, Б.В. Типы темперамента в практической психологии / Б.В. Овчинников, И.М. Владимиров, К.В. Павлов. – СПб.: Сова, 2013. – 288 с.
19 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
20 Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 2012. – 185 с.
21 Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. – М.: Прогресс, 2012. – 237 с.
22 Фридман, Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман. – М.: Института Психотерапии, 2013. – 480 с.
23 Фролов, Ю.И. Психология подростка / Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агенство, 2007. – 526 с.
24 Щадрикова, В.Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / В.Д. Щадрикова. – М.: Просвещение, 2009. – 388 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Айзенка по определению темперамента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики психологических особенностей темперамента у подростков по методике Айзенка.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты