ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Формирование представлений и понятий в процессе изучения предмета «Человек и мир» младшими школьниками с тяжёлыми нарушениями речи
1.2 Анализ программы формирования представлений и понятий о растительном мире во втором классе
Выводы по главе 1
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Определение уровня сформированности представлений и понятий о растительном мире у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
2.2 Организация работы по формированию понятий и представлений о растительном мире у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Выводы о главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Опросы показывают, что современные школьники очень хорошо владеют знаниями о природе. Однако эти знания часто формируются спонтанно, под влиянием телевизионных программ, рекламы, литературы и мультфильмов. Как отмечал Л.С. Выготский, в спонтанном опыте начала предпонятийного образования – комплексы, псевдоконцепции. Полноценные концепции могут быть сформированы только в процессе организованного и целенаправленного образования, которым должен быть, в частности, процесс экологического образования [12, с. 40].
Дети проявляют любопытство, задают много вопросов, знакомятся с различными интересующими их темами, их качествами и свойствами, природой вокруг них и явлениями общественной жизни.
Начиная с XVII века, идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в науке образования. Выдающиеся мыслители и учителя прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци видели в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; русские революционеры–демократы В.Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен говорили о необходимости знакомства детей с природой, о возбуждении сильного и глубокого интереса к ней, без которого невозможно аккумулировать различную информацию об окружающих ее объектах [16, с. 30].
Как указано в Концепции учебного предмета «Человек и мир», утвержденной Приказом Министерства образования от 29.05.2009 № 675 (далее – Концепция предмета), основными природными понятиями являются «природа», «живая природа», «растения», «животные» и др. [9, с. 9].
Цель исследования – изучение методику формирования у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи представлений и понятий о растительном мире.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Формирование представлений и понятий в процессе изучения предмета «Человек и мир» младшими школьниками с тяжёлыми нарушениями речи
Содержание учебного предмета «Человек и мир» связывает три линии «Природа – Человек», «Человек и его здоровье» и «Человек – Общество». Единство этих линий позволяет полностью изучить целостную систему «природа – общество – человек».
Системообразующим и основным компонентом в содержании темы являются знания о природе: о ее разнообразии, значении, взаимосвязях, человеке как части природы, об охране природы. Именно знание природы объединяет другие компоненты и элементы содержания. Природная среда считается одним из факторов, определяющих здоровье человека, важнейшим условием существования человека, его экономической деятельности и культурного развития [14, с. 21].
Цель предмета «Человек и мир» – формирование первичных знаний о природе, обществе и человеке, об основах экологической культуры и здорового образа жизни, гражданское воспитание младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- формирование элементарных представлений и представлений об объектах и явлениях природы и социальной жизни, приводящих студентов к пониманию связей системы «природа – человек – общество»;
- обеспечение усвоения элементарных знаний об особенностях строения человеческого организма, компонентах здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), развитие на его основе необходимых навыков и умений ЗОЖ.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Определение уровня сформированности представлений и понятий о растительном мире у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Теоретический анализ позволил нам сформулировать гипотезу о том, что инновационные педагогические методы и приемы являются эффективными в формировании представлений и понятий о растительном мире у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Для подтверждения данной гипотезы нами было организовано эмпирическое исследование, состоящее из 3 этапов – констатирующего, формирующего и контрольного. В исследовании приняли участие 26 учеников 2 класса. В классе 57,7% мальчиков (15 человек) и 42,3% девочек (11 человек). Средний возраст детей – 8 лет.
Безотметочное обучение во втором классе не позволит нам определить уровень сформированности представлений и понятий о растительном мире в исследуемом классе, поэтому нами использовались следующие методики:
1. Анкетирование:
1. Какие части растения ты знаешь? (перечисли)
2. Расскажи, пожалуйста, что необходимо для роста растения?
3. Какие ты знаешь хвойные растения? (перечисли)
4. Какие ты знаешь дикорастущие кустарники? (перечисли)
5. Как ты думаешь, для чего нужны лекарственные растения?
6. Чем опасны ядовитые растения? Какие ядовитые растения ты знаешь?
7. Для чего нужно охранять растения? Как?
8. Какие культурные и какие декоративные растения ты знаешь? (перечисли).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив вопросы формирования представлений и понятий о растительном мире у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи, нами были сделаны следующие выводы:
1. целью учебного предмета «Человек и мир» является формирование первоначальных знаний о природе, обществе и человеке, основ экологической культуры и здорового образа жизни, гражданское воспитание младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Содержание учебного материала предмета «Человек и мир» интегрируется с содержанием других учебных предметов, изучаемых на I ступени общего среднего образования. Предмет «Человек и мир» является введением в процесс формирования естественно–научных знаний как элемента научной картины мира, основы мировоззрения учащихся. Элементарные знания по биологии, географии, физике, химии представлены в данном предмете в виде единого целого;
2. построение учебного материала обусловлено логикой формирования первоначальных знаний о природе. В учебном пособии Г.В. Трофимовой и С.А. Трофимова темы растительного мира не выделяются в отдельный раздел. Объединение тем, касающихся растительного мира, с темами животного мира в раздел «Живая природа и человек» позволяет обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека;
3. теоретический анализ позволил нам сформулировать гипотезу о том, что инновационные педагогические методы и приемы являются эффективными в формировании представлений и понятий о растительном мире у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Для подтверждения данной гипотезы нами было организовано эмпирическое исследование, состоящее из 3 этапов – констатирующего, формирующего и контрольного. В исследовании приняли участие 26 учеников 2 «г» класса ГУО «Средняя школа №7 г. Барановичи».
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская // Начальная школа. – 1994. – №2. – С. 32–33.
3. Барышева, Ю.А. Из опыта организации экологической работы / Ю.А. Барышева // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 92–94.
4. Вдовиченко, В.М., Дурейко, Л.И., Ковальчук Т.А. Человек и мир во 2 классе: уч.–метод, пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А. Ковальчук. – Минск: Нар.асвета, 2005. – 142 с.
5. Жук, O.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: учеб.–метод, комплекс для студ., получающих пед. специальность // O.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2002. – 129 с.
6. Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся / И. Жукова. // Начальная школа. – 2003. – № 6. – С. 125–127.
7. Использование инновационных технологий на уроках «Человек и мир» // List Educational. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.listeducation.ru/liwep–454.html.
8. Ковальчук, В.В. Технология кооперативного обучения и ее реализация на уроках по курсу «Человек и мир» / В.В. Ковальчук // Пачатковая школа. – 2007. – № 3. – C. 21–25.
9. Концепция учебного предмета «Человек и мир», утверждена Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 675 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные урока естествознания в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2002. – № 1. – С. 57–63.
11. Кузьмина, Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения / Н.М. Кузьмина // Начальная школа. – 2003. – № 9. – С. 68.
12. Минаева, В.М. Экологическое воспитание в начальных классах / В.М. Минаева, И.А. Шарапова. – Минск: Народная асвета, 1998. – 112 с.
13. Миронов, А.В. Технология изучения курса окружающий мир в начальной школе / А.В. Миронов. – М.: Феникс, 2013. – 508 с.
14. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом: Учеб.–метод. пособие / Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ, 2004. – 126 с.
15. Нехлюдова, М.В. Научные основы преподавания курса Окружающий мир. Учебное пособие для дистанционного обучения / М.В. Нехлюдова. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 64 с.
16. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
17. Панова, П.В. Формирование естественно–научных понятий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи / П.В. Панова // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 77.
18. Трофимова, Г.В. Человек и мир: учеб. пособие для 2–го кл. учреждений общего сред. Образования с рус. яз. обучения / Г.В. Трофимова, С.А. Трофимов. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2017. – 144 с.
19. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И.В. Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 75 с.
20. Чемоданова, Г.И., Маркель, Т. Формирование у младшего школьника природоведческих представлений и понятий / Г.И. Чемоданова, Т. Маркель // Вестник Новороссийского государственного университета. – 2016. – С. 238–243.