ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Влияние изобразительной деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста
1.2 Восприятие картины как психолого-педагогическая проблема
1.3 Использование книжной графики в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста при помощи произведений книжной графики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональное развитие ребенка выступает стержневой составляющей его общего развития, поскольку эмоциональность обусловливает успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми, определяет адекватность реакций на жизненные события, влияет на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности. За кажущейся простотой детской эмоциональности кроется довольно сложный и многоаспектный процесс понимания и трансляции эмоций, требующий от детей установленного уровня развития и знаний. При этом наиболее стремительное развитие эмоциональности детей приходится на дошкольный возраст. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития эмоционального потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы психических свойств, процессов и состояний.
При специально организованной деятельности дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием произведений искусства. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым знакомится ребенок. С детской книгой малыш встречается уже в первый год своей жизни. Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (графики).
Графика – это не просто добавление к тексту, а художественное произведение. Книжная графика – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия. Отечественная графика к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. В.Д. Поленова, И.Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Г. Н. Нарбут, В.А. Милашевский, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Е.Н. Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Влияние изобразительной деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста
Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы – главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность [2, с. 32].
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок » – утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование было направлено на изучение и формирование интереса детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) к изобразительной деятельности.
В эксперименте приняли участие дети средней группы в количестве 40 человек, из них: 20 – вошли в экспериментальную группу, 20 – в контрольную.
Исследование проводилось на базе …
Основные задачи эксперимента:
1. Выявить исходный уровень развития интереса к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить критерии и уровни формирования интереса у детей к изобразительной деятельности.
К высокому уровню отнесены дети, у которых на фоне обширного интереса к различным видам изобразительной деятельности, проявляется в ярких эмоциональных реакциях, значительной увлеченностью изобразительной деятельности. Для этих детей свойственна высокая познавательная активность, своеобразность в решении творческих заданий; умению длительного сосредоточения в деятельности, не отвлеченность на занятиях, уверенность в своих силах; умение составлять план деятельность, координировать действия при решении коллективных задач, умение доводить работу до конца, критически к ней относиться. Ребенок выражает интерес к работам других детей, с предвкушением ожидает предстоящую деятельность, активен в подготовке к занятию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.
Изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх.
Анализ педагогической и искусствоведческой литературы позволил нам охарактеризовать процесс восприятия, его типы, процесс художественного восприятия, этапы восприятия картин, а также привести примеры типов картин, доступных для восприятия старшими дошкольниками.
Для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста необходима организация определенной развивающей работы. Основными условиями развития эмоциональности дошкольника являются: создание эмоционально-развивающей среды, внешняя обстановка, режимные моменты, организация и проведение психогимнастических упражнений, игр, заданий и т.д., разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты и т.д.
1. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в младшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. - В-ж: Учитель, 2004. – 274 с.
2. Голубева О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. М.: Изобразительное искусство, 2010. - 120 с.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г. Григорьева. М.: Академия, 2009. - 256 с.
4. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова. - М.: Школьная пресса, 2009. - 96 с.
5. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания / Т.Н. Доронова. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 96 с.
6. Зенкова Г. Г. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией / Вопросы дошкольной педагогики. 2015. №2. 70 c.
7. Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. - М.: Просвещение, 2009.
8. Изард К.Э. Психология эмоций / Перевод с англ. СПб. 1999. 464с.
9. Илюхина В.А. Письмо с секретом. Преодоление трудностей при обучении письму / В.А. Илюхина. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.
10. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990 – 142с.
11. Копцева, Т.А. Природа и художник / Т.А. Копцева. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 208 с.
12. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская. – М., 1987. – 223 с.
13. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
14. Костерин, Н. П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
15. Курочкина, Н. А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000. – 190 с.
16. Курочкина, Н. А. Знакомим с пейзажной живописью / Н.А. Курочкина. – С-Пб. : Детство-пресс, 2013. – 24 с.
17. Маховер К. Проективный рисунок человека. М. 2003. 158с
18. Мелик-Пашаев A.A. Художник в каждом ребёнке / A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. М.: Просвещение, 2008. — 175 с.
19. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М. : 1999.
20. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам / Ю.А. Полуянов. М.-Рига: ПЦ «Эксперимент», 2008. - 160 с.
21. Силивон, В.А. Природа детского рисунка / В.А. Силивон. – Мн., 2000. – С. 97-106.
22. Трофимова, М. В. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия Развития», 1997. – 239с.
23. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова. М.: Творческий центр Сфера, 2008. - 156 с.
24. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М., 2003. – 236 с.
25. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого роста личности. М.: Научная литература, 2007. – 305 с.