ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
2.2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная речевая ситуация в обществе характеризуется резким снижением уровня культуры. Культура общения, которая проявляется в национальных особенностях поведения и речи, обычно называется этикетом и представляет собой набор правил и норм поведения и общения. Этикет – это совокупность поведенческих и коммуникационных навыков и способностей. С сожалением приходится констатировать, что образование в семье и в общеобразовательных учреждениях часто не создает социальной потребности в культурном поведении для формирования личности ребенка. Работая в таких условиях, именно педагоги учреждений дошкольного образования должны заботиться как о культуре поведения и речи, так и о правилах этикета своих воспитанников с самого раннего дошкольного возраста. В современное время роль этикета в обществе нашего государства как части культуры поведения неизмеримо возрастает, по причине того, что этикет создает благоприятные условия для общения и существования людей различного социального и национального статуса, разных возрастных и психологических особенностей, взглядов и образовательного уровня, в соответствии с ролевыми принципами.
Речь, и все это знают, является самым важным средством общения между людьми. Первоначальное впечатление о людях создается в первую очередь через процесс непосредственного общения. Речной этикет – словесное выражение уважения друг к другу. Используя вежливые формулы речи, люди являются способными отстаивать свою точку зрения, не затрагивая позицию оппонента. Все вышесказанное говорит о том, что правила этикета и культура общения должны воспитываться с периода раннего детства. Чем раньше начнется культурное и вербальное воспитание ребенка, тем быстрее он сможет овладеть различными навыками общения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Процесс формирования речевого этикета является неотъемлемой частью воспитания детей старшего дошкольного возраста, по причине того, что именно в этот период ребенок формируется как личность с определенными нравственными качествами. В исследованиях М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской было установлено, что образование речевого этикета устанавливает: развитие у детей запаса знаний о правилах и нормах общения; умение общаться со сверстниками и окружающими его взрослыми; наличие у ребенка желания вступать в контакт и т.д. [17, с. 121].
Без процесса освоения правил и норм родного языка и развития речи детей невозможно формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста. Из исследований О.С. Ушаковой и Ф.А. Сохина четко выделены три основных направления, которые взаимосвязаны между собой развитием психолого-педагогических проблем формирования речи дошкольников и обеспечением путей обучения родному языку:
–структурное направление, которое заключается в формировании различных структурных уровней системы языка;
– функциональное направление состоит в формировании языковых навыков в его коммуникативной функции;
– когнитивное направление – формирование способностей к простому пониманию речевых и языковых явлений [4, с. 76].
Проблемы формирования речевого этикета детей дошкольного возраста обсуждаются в работах Н.Е. Богуславской, О.М. Казарцевой, Н.С. Малетиной, Е.О. Смирновой и других авторов. Однако этот вопрос по-прежнему требует теоретической рефлексии и методологической проработки.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение особенностей формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения детей со взрослыми и сверстниками
С целью изучения проблемы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста был проведен анализ теоретической литературы. Проведены экспериментальные исследования по определению содержания работы дошкольных учреждений по формированию речевого общения у детей старшего дошкольного возраста. Проведены экспериментальные исследования на следующих принципах:
– с учетом возрастных особенностей;
– с использованием комплексного подхода;
– использование словесных (беседа, проблемная ситуация, художественное слово), практических (дидактические игры и упражнения, игровая драматургия, игры с правилами и т.д.) и визуальных приемов (рассмотрение иллюстраций, рисунков);
– сочетание различных форм организации игровой деятельности.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №55 г. Гродно».
Выборка: в исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное экспериментальное исследование включало несколько этапов:
1. Констатирующий этап – на данном этапе была проведена диагностика уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с использованием специально-подобранных методик.
2. Формирующий этап – на данном этапе был разработан и предложен специальный комплекс игр и игровых упражнений для повышения уровня речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речевой этикет – это правила речевого поведения, система национального речевого поведения, устойчивые формулы общения, принятые и предписанные обществом для установления контакта с собеседниками, поддержания и прерывания контакта в выбранном тоне. К факторам, определяющим формирование этикета речи, относятся: социально-психологические и индивидуальные особенности партнеров и коммуникативных ситуаций. Основными навыками речевого этикета у детей дошкольного возраста являются: использование различных формул речевого этикета, разворачивание формул речевого этикета через звонки и мотивации, проявление доброжелательности по отношению к другим людям, использование интонаций, мимики, жестов. Навыки этикета – высокая степень овладения формулами речевого этикета, их адекватное применение, а также сознательное соблюдение правил этикета.
В старшем дошкольном возрасте все психофизиологические функции улучшаются, возникают сложные личностные новообразования. Старшие дошкольники осознают особенности своего поведения и, в результате усваивают общепринятые нормы и правила и используют их как меры для оценки себя и других. Развитие речи в этот период достигает высокого уровня: улучшается звуковое воспроизведение, увеличивается не только количество, но и качество словарного запаса, обогащается словарный запас, завершается грамматическая система языка. Формирование речевых навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста основано на современном понимании речевой коммуникации как культурного речевого действия диалогического характера, направленного на субъект или объект коммуникации с целью передачи информации о себе, других или оценки. Развитие речевого этикета носит циклический характер: усвоение правила; формирование понимания его необходимости; применение правила в действии.
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 272 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: изд. центр «Академия», 2004. – 400 с.
3. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками: книга для воспитателей / Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2008. – 255с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
6. Ворошнина, Л.В. Функции речи / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 9. – С.23-24.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 2010. – 234с.
8. Гольдин, В.Е. Речь и этикет: монография / В.Е. Гольдин. – М.: Мозаика – Синтез, 2003. – 247 с.
9. Доценко, Е.Л. Психология и педагогика / Е.Л. Доценко, Е.В. Фомичева. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 220с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
11. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. – 198 с.
12. Конина, М.М. Развитие речи / М.М. Конина // Воспитание ребенка в семье от трех до семи лет: (Кн. для родителей) / Под ред. Е.А. Флериной. – Москва: Учпедгиз, 2000 . – С. 150-162.
13. Крулехт, Н.В. Влияние игр на развитие речевого этикета дошкольников / Н.В. Крулехт// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2014. – С. 403-405.
14. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. – М.: Владос, 2013. – 224 с.
15. Кузнецов, И. Все об этикете: Этикет от А до Я: монография / И. Кузнецов. – М.: Минск, 2006. – 681 с.
16. Леонтьев, А.Н. Речевая деятельность /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие. – М.: Просвещение. – 2007. – 405 с.
17. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2000. – 190 с.
18. Логинова, В.И. Формирование речевого этикета в процессе освоения системных знаний / В.И. Логинова // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: сб. науч. трудов. – Л., 2013. – 216с.
19. Стернин, И.А. Русский речевой этикет / И.А. Стернин. – Воронеж, 2006. – 73 с.
20. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
21. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника / Ф.А. Сохин. – М.: Эксмо, 2013. – 274с.
22. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей: книга для воспитателей дошкольных учреждений / А.П. Усова; Москва: Просвещение, – 2000. –164 с.
23. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
24. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – 2-е изд. М.: Икар, 2005. –255 с.
25. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ.ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.