ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧУВСТВА ЦВЕТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Старший дошкольный возраст – это жизненный этап человека, где формируются особенности его личности, развиваются его способности к обучению и творчеству. У ребенка развивается воображение, он овладевает специфическими формами мышления и восприятия.
Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира.
Детское изобразительное творчество базируется на культуре восприятий. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка.
Мы живем в мире красок и их оттенков, мы живем в мире звуков, научиться управлять и направлять в нужное русло все это богатство – необходимое условие для стабильного физического, психического и эмоционального состояния человека.
Цвет рассматривается в философской, психолого-педагогической, методической, художественной литературе как уникальное явление природы, выразительное средство изобразительного искусства, формообразующее средство, средство эстетического самовыражения. В изобразительном искусстве художники используют цвет для создания художественного образа как средство выражения внутреннего содержания произведений и создания соответствующего эмоционального настроения зрителя. Цвет как природное явление, и его влияние на человека является предметом внимания ученых с древнейших времен (Аристотель, Платон, Эмпедокл). Цвет обычно понимается как характеристика визуального ощущения, позволяющая распознать качественные различия в излучении.
Объект исследования – чувство цвета.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство представляет собой важнейший период в психическом и личностном развитии ребенка. Дошкольный возраст является особым, уникальным периодом в жизни человека (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.).
В психологии принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связывается не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, что необходимо для его успешного перехода к статусу школьника.
Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста характеризуется существенным расширением круга межличностных отношений. Дошкольник, сохраняя в качестве наиболее значимых отношения с родителями и другими членами своей семьи, начинает активно осваивать сферу общения со сверстниками, с воспитателем как социальным взрослым, предъявляющим новые для ребенка требования.
У детей старшего дошкольного возраста наблюдается активное развитие всех психических процессов. В этот период значительно увеличивается познавательная активность, так как развивается восприятие, наглядное мышление, появляются предпосылки логического мышления.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
На основе ранее рассмотренной литературы и исходя из опыта педагогов-психологов в области формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста была составлена экспериментальная часть работы.
Эксперимент проводился на базе …
В констатирующем эксперименте принимали участие дети старшей группы в составе 29 человек. В задачи этапа входило: выявить исходный уровень развития у детей чувства цвета, знаний о цвете и выявление основных часто встречающихся ошибок при выполнении несложных заданий.
Для выявления знаний детей по восприятию цвета, была составлена анкета из 15 вопросов и одним практическим заданием на тему «Подводный мир».
1. Анкетирование (15 вопросов) (Приложение);
2. Практическое задание на тему «Подводный мир» с описанием.
Анкета: в анкете представлено 15 вопросов, связанных с цветом, каждый из которых имеет общепринятый конкретный ответ (Таблица 1).
Временные рамки проведения анкеты: 15 – 25 минут (первая половина занятия изобразительного искусства).
Во время анкетирования детям зачитывался и пояснялся каждый вопрос, для более эффективного выполнения задания.
В ходе процесса анкетирования у детей возникли некоторые сложности в определениях и неуверенности в своих предполагаемых ответах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Старший дошкольный возраст представляет собой важнейший возрастной период, когда происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается активное развитие всех психических процессов. Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста характеризуется существенным расширением круга межличностных отношений. Важным фактором психического развития и развития личности дошкольника является его общение со сверстниками.
Многие ученые также, ставили перед собой вопрос о том, происходит ли развитие, формирование представлений о цвете и развитие чувства цвета непроизвольно, зависит ли это от возраста, природных изменений, или оно происходит целенаправленно при обучении и воспитании. Несомненно, развитие чувства цвета и его представлений происходит в обоих случаях.
Природное чувство цвета в детских рисунках, можно наблюдать тогда, когда он передает свое доброе, любящее отношение, например, к маме, папе, бабушке, собачке через теплые, яркие цвета. А отрицательных героев изображает в темных, холодных тонах.
Но в свою очередь, дети не смогут называть и различать некоторые цвета и их сложные оттенки без соответствующих знаний и обучения.
Восприятие выступает как осмысленный (принятие решений) и означенный (связанный с речью) соединение разнообразных ощущений, получаемых от сложных или целостных предметов, воспринимаемых как единое целое явление. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который в свою очередь, складывается в ходе активного их отражения.
1. Бакиева, О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учеб. пособие / О.А. Бакиева. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2012. – 200 с.
2. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 340 с.
3. Гасс, А.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО / А.А. Гасс // Материалы научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и студентов МГОУ. – М «Диона», 2012. – С.15
4. Евдокимова, Е.С. Изобразительная деятельность как средство формирования гуманистической направленности личности дошкольников / Е.С. Евдокимова // Культура и образование. – Волгоград: Перемена, 2005. – С.50-52.
5. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова. – М. : Владос, 2010. – 130 с.
6. Игнатьев, Е.И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми дошкольного возраста при обучении рисованию / Е.И. Игнатьев // Вопросы психологии. 1957. – № 1. – С.11-16.
7. Кобелева, Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Г. Р. Кобелева. – Самара. 2004. – 23 с.
8. Ломов, С.П. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж / С.П. Ломов, Н.М. Сокольникова. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 144 с.
9. Лубовский, В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 166 с.
10. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У. Н. Масленникова // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : сб. статей. – Новосибирск, 2012. – С. 123–126.
11. Метиева, Л.А., Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – Питер, 2005. – 310 с.
12. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей / Л.Н. Миронова. – Мн.: Беларусь, 2003. – 254 с.
13. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Педагогика, 1981. – 240 с.
14. Перафеева, С.В. Обучение детей рисованию / С.В. Перафеева. – М. Просвещение. – 2002. – 92 с.
15. Пилюгина, Э.Г. К вопросу о ранних явлениях сенсорной сензитивности в младенческом возрасте / Э.Г. Пилюгина // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. – М.: Просвещение, 1976. – 267 с.
16. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2010. – 452 с.
17. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М., 1965. – 261 с.
18. Сакулина, Н.П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности / М.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 365 с.
19. Сокольникова, Н.М. Основы живописи / Н.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с.
20. Флерина, Е.А. Детский рисунок / Е.А. Флерина. – М.: Новая Москва, 1924. – 80 с.