ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.2 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
2.1 МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Исследование механизмов речи и ее онтогенетического развития было осуществлено такими учеными как Гвоздев А.Н, Выготский Л.С., Д.Б. Эльконин, С.Н. Цейтлин, Е.И. Исенина, Жинкин Н.И.
Изучением причин, форм нарушения речи и ее коррекции занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слова при внутреннем их проговаривании».
Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух- способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать фонемы в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.
Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в период от 1 года до 4-х лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов- важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Механизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.
Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
Проведенный нами анализ литературы позволил установить, что на данный момент остается мало исследованной проблема средств развития речи у детей с речевыми нарушениями, в частности, развитие фонематического восприятия, что и определило выбор проблемы исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Особенности фонематического восприятия
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.X. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха (включая его компоненты), полноценному строению, слаженной работе артикуляционного и голосового аппаратов, а также речевого дыхания.
Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха, который в раннем возрасте развивается раньше артикуляционного аппарата. С его помощью воспринимаются все тонкости звучащей речи, он регулирует и контролирует речь говорящего. Правильное воспроизведение речи обеспечивается прежде всего за счет развития физического слуха, а также слухового внимания.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
2.1 Методика и организация исследования
Цель исследования: изучить особенности фонематического восприятия и разработать систему совместной работы воспитателя и логопеда на основе комплексного подхода с использованием наглядно-игровых приемов по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Мы выбрали методику Н.И. Дьяковой «Диагностика фонематического восприятия старших дошкольников».
Данная методика состоит из II серий заданий. I серия состоит из 4 заданий, II серия- из 3 заданий. Каждое задание оценивается по 5-ти балльной шкале.
I серия – Фонематическое восприятие звуков
Задание 1. Изучение фонематических представлений
После предъявления на слух нескольких коротких стихотворных текстов: определить, какой звук чаще всего встречается в тексте.
Два щенка щекой к щеке грызли щетку в уголке
Везет Сенька с Санькой Соньку на санках
Три сороки-тараторки тараторили на горке
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали : ХА-ХА-ХА
Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки
Пошла Поля полоть в поле Оценка:
5 баллов - правильно выполняются все задания
4 балла - единичные ошибки, исправляются самостоятельно
3 балла – правильно выполняется часть заданий, требуется повтор заданий
2 балла - требуется помощь, часть заданий не выполняется
1 балл - задание не выполняется
Задание 2. Дифференциация слогов с парными согласными.
Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной.
Па-па-ба; ка-ка-га, ко-го-го, да-та-та, то-то-до, бу-бу-пу, ца-са-ца, мамя-мя, вы-ви-вы, са-ша-са, ра-ла-ра, ша-жа-ша, фа-ва-фа, ка-ха-ка, ча-тя-ча.
Оценка:
5 баллов - правильно выполняются все задания
4 балла - единичные ошибки, исправляются самостоятельно
3 балла – правильно выполняется часть заданий, требуется повтор заданий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование фонетико-фонематической стороны речи у ребенка при нормальном развитии завершается старшему дошкольному возрасту. Особое значение в развитии фонетико-фонематической стороны речи принадлежит фонематическому слуху и фонематическому восприятию. На основе этих процессов у ребенка постепенно вырабатываются навыки произнесения фонем, слогов, слов. Появлению собственной речи у ребенка предшествует возникновение понимания речи взрослых. С трех лет у ребенка происходит активное развитие навыка слухового контроля за собственным произношением. Развитие звуковой стороны языка осуществляется поэтапно: от полного отсутствия дифференциации звуков, понимания речи и активной речи самого ребенка, до правильной речи и формирования тонких дифференцируемых звуковых образов слов и отдельных звуков.
Учет уровня речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико-фонематической стороны речи определяет задачи всей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи.
Использование наглядно-игровых приемов с целью развития и коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста повышает эффективность профилактики возникновения дисграфии и дислексии у детей при обучении их в школе.
Цель исследования: изучить особенности фонематического восприятия и разработать систему совместной работы воспитателя и логопеда на основе комплексного подхода с использованием наглядно-игровых приемов по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Мы выбрали методику Н.И. Дьяковой «Диагностика фонематического восприятия старших дошкольников».
Данная методика состоит из II серий заданий. I серия состоит из 4 заданий, II серия- из 3 заданий. Каждое задание оценивается по 5-ти балльной шкале.
Исследование проводилось на базе … В эксперименте участвовало 13 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ОНР.
Диагностика фонематического восприятия старших дошкольников носит комплексный характер и состоит из 5 серий заданий:
1 серия направлена на изучение фонематических представлений;
2 серия направлена на изучение воспроизведения рядов слогов и слов;
3 серия направлена на изучение дифференциации звуков;
4 серия направлена на различение на слух оппозиционных фонем;
5 серия направлена на изучение развития звукового анализа слов.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. У детей выявлен низкий уровень развития фонематического восприятия. Для детей характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости – мягкости, по месту и способу образования.
1. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
2. Варюхина, В.А. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства игровой деятельностью / В.А. Варюхина. – М.: Просвещение, 2013. – 112 с.
3. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2013. – 510 с.
4. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Питер, 2014. – 460 с.
5. Гранько, А. С. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе / А. С. Гранько // Государство, академ. наука и высшая школа : современное состояние и тенденции развития : сборник научных статей. – Уфа, 2015. – С. 40-48.
6. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н.Ф. Губанова. – М.: МозаикаСинтез, 2015. – 128 с.
7. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет / А.Н. Давидчук. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
8. Дергунская, В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольника / В.А. Дергунская. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 361 с.
9. Жесткова, В.Ф. Взаимодействие специалистов в работе по преодолению ОНР у дошкольников 5-7 лет / В.Ф. Жесткова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 71 с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. - М.: 1994. – 96 с.
11. Иванова, Н.В. Игровое обучение детей 5-7 лет / Н.В. Иванова. – М.: Сфера, 2013. – 112 с.
12. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г.А. Каше. - М., 1978. – 115 с.
13. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 528 с.
14. Мезунова, Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ / Л.Р. Мезунова. – Пермь: От и До, 2013. – 110 с.
15. Микева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н.В. Микева. - М.: Сфера, 2015. – 208 с.
16. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Академия, 2002. – 200 с.
17. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
18. Филичева, Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи / Т.Б. Филичева // ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003.
19. Чиркина, Г.В. Основы коррекционного обучения / Г.В. Чиркина // Хрестоматия по логопедии. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. - С. 68-76.