ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯВШИХ РАБОТУ
1.1 ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ. ВИДЫ МОТИВАЦИИ
1.2 ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯВШИХ РАБОТУ
2.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯВШИХ РАБОТУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в психологии изучение мотива и мотивации прогрессивно развивалось. Термин «мотивация» широко используется во всех областях психологии, которые исследуют причины и механизмы целенаправленного поведения.
В то же время, мотивация всегда включает в себя определенный контент, который считается системой потребностей и ценностей человека именно потому, что концепция мотивации сочетает в себе личностные и практические компоненты [10, c. 159].
Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных авторов: Леонтьев А.Н. рассматривал потребности и мотивы как явление эмоциональное 14, с. 25; Казакова Г.М. исследовала ценностные ориентиры этнопедагогики; Божович Л.И. исследовал психолого–педагогические аспекты формирования личности.
В трудах Маслоу А. прослеживается взаимосвязь мотивации и личностных характеристик человека, тогда как книги Хекхаузена Х. посвящены мотивации деятельности личности 20.
Человек, потерявший работу, меняет свой образ жизни, ожидания, цели и ценности.
Наиболее типичными последствиями увольнения являются угрызения совести, негодование, депрессия, страх перед будущим, жалобы на плохое физическое состояние, алкоголизм, наркоманию, развод, насилие над детьми и супругами, мысли о самоубийстве. Признаками стресса для безработного являются головные боли, проблемы с желудком, повышенное артериальное давление.
Психологами отмечено, что мотивация к успеху и избежание неудач являются важными и относительно независимыми типами мотивации человека. Д. Макклелландом и Дж. Аткинсоном создана и детально разработана теория мотивации достижения успеха, избегания неудачи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯВШИХ РАБОТУ
1.1 Понятие мотивации. Виды мотивации
Известно, что существует два функционально взаимозависимых аспекта человеческого поведения: стимулирование и регулирование. Стимулы обеспечивают активизацию и ориентацию поведения, а регулирование отвечает за то, как оно развивается от начала до конца в конкретной ситуации. Эти понятия включают понимание потребностей, интересов, целей, намерений, стремлений, мотиваций, внешних факторов, которые заставляют человека вести себя определенным образом, управление деятельностью в процессе ее реализации и многое другое. Из всех понятий, используемых в психологии для описания и объяснения стимулов в поведении человека, наиболее распространенными являются понятия мотивации и мотива.
Однако одной из проблем является большое количество соответствующих концепций в этой области. Особенно часто используются следующие термины: «мотивирование», «стимулирование», «наказание и поощрение», «побуждение», «подкрепление».
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности рассматривается как одна из ключевых областей современной психологии. Изучением мотивации, которая является движущей силой развития психики, занимались ученые различных психологических школ, что, однако, не исчерпало проблему, а лишь подчеркнуло ее глубину и определило ряд направлений по изучению природы мотивации, форм ее проявлений, потребностей человека.
Несмотря на обилие исследований по проблеме мотивации и мотивов, сопровождающиеся и обилием точек зрения на их природу и значение в процессе становления личности, выявляется отсутствие системного подхода к рассмотрению мотивации, о чем говорит разнообразие в толковании понятия мотивов.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯВШИХ РАБОТУ
2.1 Описание методик исследования
В исследовании приняли участие 25 взрослых людей потерявших работу. Исследование проводилось с полного согласия испытуемых.
Методики, используемые в исследовании:
- опросник на измерение мотивации достижения А. Мехрабиана;
- методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;
- методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Опишем подробнее каждую из методик:
1. Опросник на измерение мотивации достижения А. Мехрабиана:
Модификация теста–опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения предложена М.Ш. Магомед–Эминовым [16, c. 189 – 192].
Тест–опросник для измерения мотивации эффективности предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом максимально оценивается, какой из этих двух мотивов доминирует.
Формирование мотивации к успеху или к избеганию неудачи зависит от условий воспитания и среды, а также:
- личностных стандартов (оценок субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи);
- привлекательности самооценки (привлекательности для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности);
- индивидуальных предпочтений типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или за неудачу себе или окружающим обстоятельствам) [16, c. 189 – 192].
Заключение
Для обеспечения и объяснения стимулирующих моментов в поведении человека, стимуляции, наиболее общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».
Мотивация (лат. moveo – двигаю) – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческого поведения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: характер, направленность личности, эмоции, деятельность и психические процессы.
Мотив (фр. motif – побуждение) – внутренняя мотивирующая причина, – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его стабильным личностным свойством, побуждающим совершать определенные действия.
В психологической литературе мотивом достижения успеха является желание человека добиться успеха в различных видах деятельности и общении.
Мотивом для избегания неудачи является относительно устойчивое желание человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с другими людьми, оценивающими результаты его деятельности и общения.
Анализ психологической литературы показывает, что мотивация к успеху и предотвращению неудач является важным и относительно независимым типом человеческой мотивации.
Изучением психолого–педагогических аспектов мотивации достижения успеха и способов избегания неудач занимались такие ученые, как: В.А. Сластенин (мотивы как система потребностей); А.Н. Леонтьев (мотивы имеют личностный, субъективный смысл); Л.С. Выготский, В.Г. Асеев и др. (мотивы как эмоциональное состояние личности); И.А. Ларионова, Л.В. Смирнова и др. (изучение мотивов с точки зрения педагогики).
1. Аксенов, К. О некоторых моделях мотивации труда / К. Аксенов / Управление персоналом. – 2011. – № 2. – 30 –34 с.
2. Бабук, И. М. Трудовая активность: мотивация и стимулы / И. М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2000. – 472 с.
3. Базылева, М. Н. Мотивация труда в системе отношений менеджмента / М.Н. Базылева. – Минск: ИВЦ Минфина, 2001. – 173 с.
4. Буданова, М. В. Методика анализа системы мотивации труда персонала промышленного предприятия / М.В. Буданова, С.А. Афонина / Российское предпринимательство. – 2012. – № 8 (206). – 83 – 88 с.
5. Бурыхик, Б. С. Стимулирование трудового потенциала и трудового вклада работников управления / Б. С. Бурыхик. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 293 с.
6. Герчиков, В. И. Типологическая концепция трудовой мотивации / В.И. Герчиков / Мотивация и оплата труда. – 2011. – № 2. – 53 – 62 с.
7. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
8. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. – Улан–Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. – 100 с.
9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие / Е.П. Ильин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2004. – 263 с.
10. Кибанов, А. Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанов. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 524 с.
11. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. Ростов н/Д., 2002. – 232 с.
12. Кутас, А. Мотивация персонала – это не только система, но и искусство / А. Кутас // Отдел кадров. – 2014. – № 10. – 122–123 с.
13. Лейни, Ю. Г. Методы и инструменты оценки мотивации в организациях / Ю. Г. Лейни: сб. мат. VIII Международной научно–практической конференции: в 3–х частях. Часть 2. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. 64–69 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
15. Лутохина, Э. А. Трудовая активность и заработная плата / Э. А. Лутохина. – Минск: Наука и техника, 2000. – 282 с.
16. Магомед–Эминов, М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. – М., 1987. 343 с.
17. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. СПб.: Питер, 2007. – 615 с.
18. Одегов, Ю. Г. Мотивация персонала: учеб. пособие. / Ю.Г. Одегов, Г. Г. Руденко, С. Н. Апенько. – М.: Альфа–Пресс, 2010. – 640 с.
19. Разнодежина, Э. Н. Мотивация труда в современных условиях хозяйствования / Э. Н. Разнодежина / Российское предпринимательство. – 2011. – № 11 Вып. 1 (195). – 47 – 51 с.
20. Тебекин А. В. Менеджмент организации: учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – М.: КНОРУС, 2006. – 416 с.
21. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.