ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1 ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА» В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1 МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.2 ФРАГМЕНТ УРОКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В рамках данной работы изучаются особенности изучения вопросов культуры на уроках истории. В современном мире вопрос изучения культуры в рамках исторического образования определяет изучение особенностей основных принципов развития общества и личности, в частности, особенностями которого являются такие как подготовка к жизни в рамках определенного культурного пространства.
Определение новых подходов к изучению культуры в рамках урока истории определяет особенности формирования правил, определенных в конкретных источников. Оформление определенных особенностей истории с расширенными блоками информации по культуре также обуславливает необходимость создания в курсе школьной истории различных методик преподавания культуры. Нынешняя ситуация с изучением развития культуры в системе школьного исторического образования обусловила необходимость углубленного изучения проблемы, выявленной в курсе.
Культура – это система исторически сложившихся суббиологических программ человеческой деятельности (деятельности, поведения и общения), которые обеспечивают воспроизводство и изменение общественной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения представлены разнообразными знаниями, нормами, навыками, образцами деятельности и поведения, идеями, гипотезами, убеждениями, целями, ценностными ориентациями и так далее.
Историческое школьное образование во все времена и во всех странах мира играло важную роль – формировало мировоззрение нового поколения. Современный мир представляет собой сложную систему, понимание которой невозможно без знания законов исторического развития. Но еще важнее понять те ценностные аспекты существования, которые лежат в основе деятельности стран, народов и каждого человека на разных этапах их существования. Поэтому изучение содержания исторического процесса с культурной точки зрения становится все более актуальным [1, с.205].
Актуальность работы обусловлена интересом к данной теме в современной науке и недостаточным уровнем ее исследования, поэтому рассмотрение вопросов, связанных с данной темой, является крайне актуальным процессом и определяет необходимость формирования определенной системы изучения культуры в рамках проведения уроков истории.
Вопрос преподавания истории культуры является сложным. Длинные списки имен и фактов в соответствующих параграфах учебников говорят их авторам о многом, но вряд ли они дают какую–либо новую информацию учащимся. Для авторов учебников перечисленные ими имена и памятники являются масштабными культурными явлениями, но для учащихся они, как правило, ничего определенного из себя не представляют.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1 Понятие «культура» в мировом контексте
Культура – понятие с огромным количеством значений в различных областях человеческой деятельности. Культура – предмет изучения философии, культурологии, истории, искусствоведения, и многих других наук. Культура представляет собой оптимальный уровень взаимодействия человека с окружающей средой и как следствие определяет необходимость в активизации деятельности человека в системе межличностных взаимоотношений.
В принципе, под культурой понимается деятельность человека в ее различных проявлениях, включая все формы и способы выражения и самопознания человека, накопления человеком и обществом в целом навыков и умений. Культура – это также проявление человеческой субъективности и объективности (характер, компетенции, умения, способности и знания).
Культура – это совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводить себя и, следовательно, существовать. С этой точки зрения культура представляет собой одну из основных форм человеческого взаимодействия, которая определяет эмоционально-личностное и поведенческое направление личности каждого человека.
Культура – это набор правил, предписывающих определенные виды поведения с присущим им опытом и мыслями, оказывающие, таким образом, управленческое воздействие. Эта точка зрения представляет собой определенную систему поведенческих реакций, которая определяет необходимость формирования определенного поведенческого паттерна, от которого зависит вся система межличностного взаимодействия.
Человеческая деятельность, познание и творчество считаются источником возникновения культуры. С этой точки зрения человек является как источником, так и потребителем средств культуры [2, с.103].
Культура – это система исторически сложившихся суббиологических программ человеческой деятельности (деятельности, поведения и общения), которые обеспечивают воспроизводство и изменение общественной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения представлены разнообразными знаниями, нормами, навыками, образцами деятельности и поведения, идеями, гипотезами, убеждениями, целями, ценностными ориентациями и так далее.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1 Методы и формы работы в рамках изучения культуры на уроках истории
Каждый учитель испытывает определенные трудности при подборе материала и его изучении на уроках истории. Это во многом определяется особенностями школьного курса – дети получают знания о культуре на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы и в ЦМИ. В то же время, знания учеников часто фрагментарны и поверхностны. Существует необходимость систематического изучения вопросов культуры, целостности ее восприятия. Такие виды культуры, как архитектура, скульптура, киноискусство в большинстве школ изучаются только на уроках истории.
Эта проблема может быть решена путем использования на уроках истории различных методик, которые позволяют учащимся использовать различные каналы получения информации (визуальные, аудио, кинестические) и развивать свои творческие способности [12, с.54].
Методисты предлагают следующие методы преподавания вопросов культуры на уроках истории:
1. Создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала (с использованием видеоклипов с противоположными взглядами на одну и ту же проблему).
2. Методы монолого–диалогического представления:
- рассказ, лекция, образовательная игра, беседа, урок кино (использование аудио–видео материалов, интерактивная доска);
- дискуссия, семинар (интерактивная доска, электронные и печатные материалы, заранее подготовленные студентами).
- виртуальная экскурсия (веб–камеры, расположенные в Интернете, экспозиции, представленные на сайтах музеев мира) (Internet Explorer, Opera, Mozilla FireFox).
3) Методы самостоятельной работы учащихся: работа с книгой, работа в Интернете, анализ работы, исследовательская работа, эссе, выполнение заданий по художественной классификации, создание презентаций [13, с.33].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что культура представляет собой набор правил, предписывающих определенные виды поведения с присущим им опытом и мыслями, оказывающие, таким образом, управленческое воздействие. Культура формируется в рамках конкретного этноса и определяется необходимостью формирования личности при помощи определенных форм и видов деятельности.
Формирование культуры как определенного предмета изучения в общеобразовательной школе подразумевает под собой определенный уровень взаимодействия личности педагога и личности воспитанника. В рамках формирования культурно–развитой личности в школе педагоги могут использовать различные подходы, среди которых можно выделить такие как индивидуальный, ценностный и проектный.
В рамках изучения культуры на уроках истории используются различные методы и формы работы, которые отражают особенности формирования культуры на уроках истории. К данным методам и формам работы мы можем сделать вывод о том, что основными формами являются такие как мозговая атака, проектный метод, интерактивное обучение, кейс- технологии и т.д.
Мы можем сделать вывод о том, что урок в рамках изучения культуры на уроках истории, в основном, происходит в рамках определенных этапов, таких как организационный, актуализация необходимых знаний, разъяснение необходимого материала, формирование самостоятельности в работе учащихся, подведение итогов и рефлексия проведенного занятия. При проведении данного урока можно использовать различные методы, которые могут активизировать деятельность учащихся на уроке.
Результаты исследования могут быть полезны всем, кто занимается исследованием особенностей изучения культуры на уроках истории и выделении особых методов и форм работы, которые могут помочь осознать особенности формирования культурно и морально-нравственных особенностей учащихся.
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. / А.Н. Трофимова. – М.: Актуализация, 2014. – 356 с.
2. Андреевская, Н.В. Очерки методики истории 5–7 класса. / Н.В. Андреевская. – П.: Симор. – 2015. – 256 с.
3. Борисова, Е.В. Эстетическое воспитание школьников из опыта работы учителя истории. / Е.В. Борисова. – Л.: Университет, 2012. – 245 с.
4. Волобуев, О.В. История древнего мира в художественно–исторических образах. / О.В. Волобуев. – М.: Академия, 2014. – 369 с.
5. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории. / Е.Е. Вяземский. – М.: Академия, 2013. – 356 с.
6. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории. / О.Ю. Стрелова. – М.: Академия, 2009. – 389 с.
7. Вяземский, Е.Е. История образования в современной России. / О.Ю. Стрелова. – М.: Академия, 2017. – 256 с.
8. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. / Е.Е. Вяземский. — М.: Академия, 2003. — C.23 – 39
9. Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. / П.В. Гора. – М.: Академия, 2011. – 247 с.
10. Историческое образование в современной России; Справочно–методическое пособие для учителей. / А.Б. Тихомиров. – М.: Академия, 2011. – 245 с.
11. История древнего мира, 5 класс / под ред. Вигасина А.А.– М.: «Просвещение», 2007. – 356 с.
12. История древнего мира, 5 класс / под ред. Данилова Д.Д.– М.: Образовательная система «Школа 2100», 2010. – 356 с.
13. Короткова, М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. – 2010 – №5. – С. 32-39
14. Короткова, М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе — 2010 — № 5 — С. 3– 7.
15. Линденберг, К. Обучение истории. / К. Линдберг. – М.: Академия, 2013. – 356 с.
16. Линденберг, К. Обучение истории в школе / К. Линдберг. – М.: Академия, 2007. — С.115-116
17. Методика преподавания истории в средней школе. / А.Н. Тихомиров. – М.: Академия, 2011. – 356 с.
18. Методика обучения истории в средней школе / под ред. Коровкина Ф.П. – М.: Академия, 2016. – 359 с.
19. Методика обучения истории / под ред. Дайри, Н.Г. – М.: Академия, 2017. – 278 с.
20. Методика обучения древнего мира и средних веков в V–VI кл. / под ред. Коровкина Ф.П. – М.: Академия, 2010. – 356 с.
21. Рябцев, Ю.С. Школьная отечественная история и русская культура // Преподавание истории в школе — 2007 — № 7 — С. 24–28.
22. Трофимова, О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся// Преподавание истории и обществознания в школе, 2003.–№1.– 16–22с.
23. Чернова, М. Н. Преподавание истории в школе // Активное усвоение материала: школьный театр и экскурсии, 2014.– №7. – С. 18-22
24. Шкодкина, Н. Н., Борисова С. А. Внедрение компьютерной технологии обучения//Специалист, 2009.–№1.– С. 25-28
25. Ямбург, Е.А. Воспитание историей. / Е.А. Ямбург. – М.: Академия, 2009. – 278 с.