ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ У ЛИЧНОСТИ
1.1 ФЕНОМЕН ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ У ЛИЧНОСТИ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ
2.4 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования тем, что в настоящее время к личности современного человека предъявляются высокие требования - он должен быть ориентирован на трудовую активность, обладать умением справляться со стрессом и преодолевать трудные жизненные ситуации, способен адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Изучение жизнестойкости во взаимосвязи с удовлетворенностью качеством жизни как субъективным показателем восприятия и оценки своей жизни приобретает особое значение, так как обществу необходимо знать основные детерминанты развития жизнестойкости людей, создавать механизмы преодоления трудностей, формировать готовность современного человека выстраивать стратегии будущего развития, обеспечивать самореализацию, успешность в эпоху глобализации и кризисных событий.
С середины XX века исследования в сфере общественных наук характеризуются постепенным смещением фокуса внимания от изучения проблем жизни человека к раскрытию различных аспектов его целостного позитивного функционирования. Приобретают актуальность исследования удовлетворенности жизнью, психологического здоровья, полноты самореализации, различных параметров благополучия и качества жизни личности. Понятием качества жизни обозначается степень удовлетворения потребностей человека по сравнению с принятыми нормами.
О феномене жизнестойкости и его значимости для человека впервые упомянул американский психолог С. Мадди. Категория жизнестойкости относится к тем показателям личности, которые позволяют расширить потенциал феноменологического поля адаптации личности, совладающего поведения. В настоящее время имеется большое число отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению жизнестойкости. Зарубежными психологами при изучении жизнестойкости преимущественно делается акцент на рассмотрении понятия жизнестойкости с точки зрения связи с адаптацией к стрессу, совладания со сложными жизненными ситуациями, психического и психологического здоровья (Д. Вильямс, С. Кобейса, С. Мадди, В. Флориан и др.). Среди отечественных исследователей проблемой изучения жизнестойкости занимались такие ученые, как Л.И. Анцыферова, Е.В. Медведев, Д.А. Леонтьев, Т.В. Наливайко, В.Г Никифоров, Р.М. Рахимова, С.Л. Рубинштейн и др.
Вместе с тем, открытым остается вопрос, существует ли связь между жизнестойкостью и удовлетворенностью качеством жизни у личности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь жизнестойкости с удовлетворенностью качеством жизни у личности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ У ЛИЧНОСТИ
1.1 Феномен жизнестойкости личности в психологии
Впервые на феномен жизнестойкости личности было обращено внимание в 80-х годах XX века. Тогда было введено понятие «hardiness», что в переводе с английского языка означало «выносливость», «стойкость», «крепость». Авторами данного понятия стали американские психологи Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс. Они рассматривали «hardiness» как особое интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, позволяющее личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутренний баланс и гармонию [7, с. 74].
В концепции С. Мадди, жизнестойкость рассматривалась как паттерн структуры установок и навыков, который позволяет превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека. Жизнестойкость, по С. Мадди, включает в себя психологический и деятельностный компоненты. Так, деятельностная сторона предполагает действия, направленные на осуществление цели; совладание со стрессовой ситуацией; заботу о своем здоровье; занятия, преобразующие ситуацию. Психологическая сторона предполагает изменение характера отношений – увеличение интереса к миру в целом и окружающим людям в частности. Эти два компонента формируют систему, которая оберегает людей от непомерной тревоги и утраты здоровья. Так, забота о собственном здоровье и преобразующее совладание, а также получение социальной поддержки от других людей могут повышать жизнестойкость [28, с. 78].
Вслед за С. Мадди и другие зарубежные ученые начали исследовать феномен жизнестойкости личности. Так, Д. Бэнк и Л. Кэннон в своих исследованиях рассматривали влияние «hardiness» на взаимосвязь между стрессорами и психосоматической патологией. Они выяснили, что лица, обладающие хорошо выраженными качествами «hardy», испытывают стрессы намного реже и не воспринимают мелкие неприятности как стрессогенные. В свою очередь С. Ханг установил, что люди с высокой выраженностью жизнестойкости имеют высокую вероятность оставаться здоровыми и воспринимать изменения, происходящие в их жизни как положительные. Исследования И. Солковой и П. Томанека выявили, что жизнестойкость положительно воздействует на ресурсы совладания, повышая при этом общую самоэффективность. Лица, имеющие высокие показатели «hardiness», имеют более высокую когнитивную оценку и развитые копинг-стратегии [7, с. 75].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ У ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи жизнестойкости с удовлетворенностью качеством жизни у личности нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи жизнестойкости с удовлетворенностью качеством жизни у личности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района». В исследовании приняли участие 30 человек, из них 15 мужчин и 15 женщин. Возраст испытуемых – 35-40 лет. Все испытуемые находятся в трудной жизненной ситуации.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь жизнестойкости с удовлетворенностью качеством жизни у личности.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник качества жизни и удовлетворенности (КЖУ) в адаптации Е.И. Рассказовой [22].
Цель: оценка качества жизни в различных сферах.
С помощью методики можно выявить удовлетворенность и качество жизни в четырех сферах: физическое здоровье, эмоциональная сфера, социальная сфера, активность в свободное время.
Опросник качества жизни и удовлетворенности является кратким вариантом М. Рицнера и др. (Ritsner, Kurs, Gibel, Ratner, Endicott, 2005) в адаптации Е.И. Рассказовой.
Опросник включает 14 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав один из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что феномен жизнестойкости в психологической литературе рассматривается как личностный ресурс, помогающий сохранить эмоциональное благополучие и снизить риски стресса; как интегральное психологическое свойство личности, развивающееся на основе установок активного взаимодействия с жизненными ситуациями; как интегральная способность к социально-психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции. Структурными компонентами жизнестойкости являются включенность, контроль и принятие риска, степень выраженности которых препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Понятие качества жизни в современной психологии отражает восприятие человеком собственного положения в жизни в зависимости от его потребностей и системы ценностей, степень удовлетворения этих потребностей, удовлетворенность жизнью, своими отношениями и внешней средой. Качество жизни имеет объективную и субъективную стороны и зависит от оценки субъектом реальных условий собственной жизнедеятельности в связи с его социально-экономическим статусом. Составляющими элементами качества жизни являются: индивидуальные и личностные характеристики, факторы социального и физического окружения, социально-экономические факторы и субъективная удовлетворенность. Под удовлетворенностью качеством жизни понимается субъективная оценка благополучия, основанная на воспринимаемом различии между действительным и желаемым состоянием жизни.
Выявлен уровень жизнестойкости личности у мужчин и женщин. Большая часть мужчин обладает средним уровнем жизнестойкости личности, женщины – низким уровнем жизнестойкости. У мужчин система убеждений, позволяющая эффективно преодолевать стрессовые ситуации сформирована на среднем уровне, у женщин - слабо сформирована. У мужчин на достоверном уровне более выражена убежденность в том, что все, что с ними случается, способствует их развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, а также убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности, а также уровень жизнестойкости личности.
1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. – М., 2004. – С. 82–90.
2. Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов, Н. С. Маликов // Уровень жизни населения регионов России. – 2002. – № 10. – С. 142-145.
3. Белановская, О.В. Объективные и субъективные факторы качества жизни молодого специалиста / О.В. Белановская, Е.В. Тихонова // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч.2. Вып. 13. – Минск: РИВШ, 2013. – С.32-40.
4. Березкина, О.А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств будущих специалистов: автореф. дис. канд. пед. наук / О.А. Березкина. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 19 с.
5. Богомаз, С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов. – 2008. – Т.2. – С. 24–27.
6. Григорьева, И.В. Качество жизни лиц с синдромом зависимости от алкоголя, находящихся в лечебно-трудовом профилактории / И.В. Григорьева, А..А. Кралько, А.В. Ладо // Актуальные проблемы психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии: сборник научных трудов. – Саратов., 2017. – С. 80-87.
7. Евтушенко, Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е.А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 2. – С. 72-78.
8. Зараковский, Г.М. Социально-личностное благополучие в структуре качества жизни общества. Показатели и критерии / Г.М. Зараковский // Сборник докладов по качеству жизни. Критерии и оценки. – М.: ВНИИТЭ, 2003. – С. 25-29.
9. Исакова, Т.А. Взаимосвязь коммуникативной толерантности и жизнестойкости у педагогов учреждений дошкольного образования / Т.А. Исакова, Д.А. Чехович // Проблемы формирования инклюзивной компетентности специалистов педагогических специальностей: сб. мат-лов I Междунар. науч.-практ. конф., 26 мая 2016 г., г. Барановичи, Респ. Беларусь / редкол.: Е. А. Клещёва (гл. ред.) [и др.]. – С. 46–48.
10. Коптева, С.И. Взаимосвязь показателей стрессоустойчивости и жизнестойкости у будущих педагогов / С.И. Коптева, М.Ф. Бакунович, О.А. Шавлюкевич // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования: материалы V Международной научно-практической конференции. – Минск: БГПУ, 2019. – С. 114-117.
11. Королева, А.К. Структура социально-психологических показателей жизнестойкости у студентов-психологов / А.К. Королева, А.В. Гонта // Психология развития личности в современном мире: материалы XVII Междунар. студ. науч.-практ. конф., г. Минск, 21 апр. 2017 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.:, Д.Г. Дьяков, С.Н. Жеребцов, Н.В. Азарёнок - Минск : БГПУ, 2017. – С. 208-211.
12. Кужильная, А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях / А.В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 1. – С. 83–86.
13. Лебедева, А.А. Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни в науках о человеке / А.А. Лебедева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т.9, № 2. – С. 3-19.
14. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
15. Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.В. Логинова. – М., 2010. – 26 с.
16. Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал, 2005. – № 6 – С. 85–112.
17. Медведева, Е.В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Е.В. Медведева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2008. – Вып. 2. – С. 172–177.
18. Мухачева, А.В. Качество жизни населения как научная категория: теоретические подходы к определению / А.В. Мухачева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 4. – С. 303-307.
19. Наливайко, Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: автореф. дис. канд. психол. наук / Т.В. Наливайко. – Челябинск, 2006. – 17 с.
20. Некрасов, В.В. Основные подходы к изучению субъективного благополучия в отечественной и зарубежной литературе / В.В. Некрасов // Вестник университета. – 2014. – № 1. – С. 231–236.
21. Перельман, Н.Л. История и методологические основания представлений о качестве жизни / Н.Л. Перельман // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. – 2019. – Вып. 72. – С. 112-119.
22. Рассказова, Е.И. Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии / Е.И. Рассказова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т.9, № 4. – С. 81–90.
23. Савченко, Т.Н. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования / Т. Н. Савченко, Г.СМ. Головина. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 423 с.
24. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. – М.: «София», 2006. – 368 с.
25. Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию / А.Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105–114.
26. Уваров, Е.А. Психологический анализ качества жизни лиц с алкогольной зависимостью и его психологические детерминанты / Е.А. Уваров, М.Г. Рябова // Вестник Тамбовского университета. – 2009. – № 2. – С. 84-93.
27. Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности: монография / А.Н. Фоминова. – М.: Прометей, 2012. – 152 с.
28. Циринг, Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков / Д.А. Циринг // Вестник Томского гос. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 336–342.
29. Шабашев, В.А. К вопросу о толковании и измерении качества жизни / В.А. Шабашев, Е.А. Морозова // Вестник Кузбасского технического университета. – 2005. – № 2. – С. 115-119.
30. Юдина, Н.А. Психологические подходы к изучению субъективного качества жизни / Н.А. Юдина // Известия Уральского федерального университета. – 2017. – Т. 23, № 2 (162). – С. 104-110.