ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Условия динамических преобразований во всех сферах человеческой деятельности и социальных отношений способствуют возрастанию роли полноценного межличностного общения, которое является фактором успешной социализации человека. Взаимодействие индивида с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, складывающихся между людьми в их общественной жизни. В качестве отражения этих объективных взаимоотношений в социальной группе выступают межличностные отношения, под которыми понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, выражающиеся в характере и способах взаимовлияний в процессе их совместной деятельности и общения.
Особое значение межличностное взаимодействие приобретает в период юношеского возраста, когда происходит активное расширение социальных контактов, вырабатывается нравственные убеждения и идеалы, выстраивается модель поведения согласно выбираемыми личностями юношеского возраста социальными ролями. В юношеском возрасте в период от 16 до 18 лет определяется характер взаимоотношений с окружающими людьми, которые влияют на развитие личности юношеского возраста развитие, утверждение своего места в обществе. Среди многообразия факторов (социокультурных, политических и другие) особенно высоко значимой для развития межличностных отношений личностей юношеского возраста является среда, которая формируется в стенах учебных заведений.
Группа личностей юношеского возраста является сложным и многообразным социальным явлением, которое развивается по объективным законам взаимодействия и общения. Она функционирует согласно общим групповым процессам, которые оказывают сильнейшее влияние на личность юношеского возраста, а также на успешность его профессионального становления, на характер его поведения в социуме, отношение к другим людям. Изучение характера межличностных отношений в среди личностей юношеского возраста позволит прогнозировать стили взаимодействия, создать условия для построения благоприятных отношений в коллективе.
Межличностное взаимодействие и межличностные отношения являются предметом изучения многих ученых, среди которых Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Капцов, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, Н.Н. Обозов и другие.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЛИЧНОСТЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные подходы к понятию «межличностные отношения» в психологии
Проблема межличностных отношений рассматривается в контексте социальной и педагогической психологии, психологии личности и представлена в работах в Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского. Среди современных исследователей проблем межличностных отношений можно назвать таких авторов как С.В. Духновский, Е.П. Ильин, Е.Ю. Клепцова, В.Н. Куницына.
Межличностные отношения людей – это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) людей [11, с. 11].
Межличностные отношения предполагают взаимодействие между людьми. В работе Р. Бейлса выделяются следующие виды взаимодействий, которые условно относятся к следующим областям:
1) область позитивных эмоций: солидарность, согласие, снятие напряжения;
2) область решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других;
3) область постановки проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании;
4) область негативных эмоций: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма [4, с. 6].
Типы взаимодействия отражают характер, особенности межличностных отношений. Соответственно, в межличностном взаимодействии находят свое проявление эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты межличностных отношений.
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [21, с. 97].
1.2 Психологические особенности личностей юношеского возраста
Юношеский возраст – это один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинство ученых считает, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свои жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей, и девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни [24, с. 75].
Юношеский возраст представляет собой переходный период жизни человека, характеризующийся постепенным взрослением, начинаясь в 15-17 лет и завершаясь к 21-23 годам.
«Данный возраст характеризует формирование самосознания, при этом, в отличие от подросткового возраста, происходит еще большее углубление самопознания, его дифференцированность, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-17 лет) к становлению Я-концепции. Начиная с 16-17 лет, юношей и девушек интересуют вопросы самоопределения (они осознают себя в качестве членов общества, формируют свою собственную позицию относительно происходящих в обществе процессов) [5, с. 673].
Важным психологическим приобретением в юности является открытие своего внутреннего мира. Юноши и девушки начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного Я. Это побуждает их к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.
Открытие своего внутреннего мира, себя как неповторимо уникальной личности, связано с переживанием своего Я как ценности. Юношеский возраст является периодом постановки мировоззренческих вопросов, самоанализа, поиска, самоопределения, а также этапом человеческой близости, когда ценности любви и дружбы становятся первостепенными. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве члена общества (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального статуса и способов его достижения.
1.3 Факторы развития межличностных отношений в юношеском возрасте
Проблема межличностных отношений относится к числу первостепенных для подростничества сфер жизнедеятельности. В юношеском возрасте ребенок занимает качественно новую социальную позицию, характеризующуюся эмансипацией от взрослых. Структура общения меняется, ее центр все более перемещается в группу сверстников. Общение со сверстниками для юношей выполняет ряд важных функций, среди которых становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения [6, с. 128].
Юношеский возраст представляет собой сенситивный период для утверждения личностью своего «Я». В этот период происходят интенсивные гормональные и телесные изменения, развивается когнитивная и эмоциональная сферы психики, реконструируются отношения с родителями и сверстниками, формируется Эго-идентичность, формируется произвольная регуляция поведения, актуализируются разнообразные защитные механизмы.
Новообразованием юношеского возраста является развитие рефлексии, что не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для личности юношеского возраста становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Формирование рефлексии становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития личностей юношеского возраста (рефлексивная задача «Кто я?»).
Рефлексии личности юношеского возраста на себя и других открывают в глубины своего несовершенства, что приводит к психологическому кризису и субъективным тяжелым переживаниям. В юношеском возрасте потребность познать себя (идентификация с собственным «Я») и стремлением понять через постоянные рефлексии свою сущность часто лишает подростка спокойного душевного состояния [23, с. 190].
1.4 Специфика межличностных взаимоотношений личностей юношеского возраста со сверстниками и взрослыми
Структура общения в юношеском возрасте, как и в подростковом, претерпевает значительные изменения, ее центр все более перемещается в группу сверстников. Общение со сверстниками для юношей выполняет ряд важнейших функций, среди которых – становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения. А.Ф. Королева подчеркивает, что юношам свойственно, с одной стороны, расширение круга общения, а с другой – избирательность дружеских отношений [17, с. 73].
Своеобразие социальной ситуации развития юношей заключается в том, что он включается в новую систему отношений с окружающими людьми, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Значимое изменение в социальной ситуации развития юноши определяется той ролью, которую выполняет в этот период коллектив сверстников. Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущего вида деятельности в юношеский период и становится одной из основных потребностей самих юношей. И хотя потребность в общении со сверстниками, желание иметь друзей характерны и для детей более младшего возраста, - у юноши эта потребность приобретает новое качество и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни ребёнка [5, с. 341].
Стремление юношей занять желаемое положение среди сверстников сопровождается повышенной зависимостью от ценностей и норм группы сверстников. Для достижения признания сверстников юноша готов даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками, нарушать нормы и правила поведения. В связи со значимостью мнения сверстников личность юношеского возраста болезненно реагирует на нетактичные замечания учителя, которые делаются в присутствии товарищей, воспринимает такие замечания как унижение своей личности. Подобные ситуации приводят к конфликтам между личностями юношеского возраста и педагогами, и юноши попадают в категорию «трудных».
Традиционно юношеский возраст считается периодом отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалетность отношений юноши со взрослыми. С одной стороны, - ярко выражено стремление молодой личности противопоставить себя взрослым, расширить свои права, отстаивать независимость, самостоятельность, что нередко приводит к возникновению конфликтов. Одновременно с этим – юноша ожидает от взрослых помощи, защиты, поддержки, одобрения. Значимость взрослого состоит в том, что для молодого человека важна не столько сама по себе возможность независимости и самостоятельности, сколько – признание этой возможности взрослыми [20, с. 135].
Вывод по первой главе
Проведенный теоретический анализ литературы по теме исследования позволяет сделать следующий вывод:
1. Межличностные отношения – это взаимодействие, в основе которого лежат эмоциональные связи, реализующееся через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Параметрами межличностных отношений, которые задают их содержание, являются: дистанция, валентность; позиция партнеров; степень знакомства. Межличностные отношения предполагают восприятие друг друга, общение, межличностную привлекательность, взаимопонимание. Межличностные отношения представляют собой отношения между личностями, индивидуальностями и выстраиваются на диалогической ориентации субъектов.
2. Межличностные отношения со сверстниками занимают центральное место в жизни личности юношеского возраста. Факторами развития межличностных отношений в юношеском возрасте являются: возрастно-психологические особенности, половое различие и особенности отношений в однополых и разнополых группах, отношения с родителями, обусловленные эмансипацией юношей, компьютеризация. Особенность юношеского возраста заключается в социальной ситуации развития личности, когда он находится в положении между взрослым и ребенком. На построение межличностных отношений с другими людьми оказывают влияние формирующееся у личности юношеского возраста чувство взрослости и рефлексия. Развитие Я-концепции юноши обусловливает не только его отношение к себе, но и к окружающим людям, что является основой формирования межличностных отношений.
3. Специфика межличностных взаимоотношений личностей юношеского возраста заключается в том, что подросток удовлетворяет свою потребность в общении во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в которых происходит формирование собственной индивидуальности. Общение со сверстниками для личностей юношеского возраста выполняет ряд важнейших функций, среди которых – становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения. Юношеский возраст – период эмансипации ребенка от родителей, потому что отношения личностей юношеского возраста с родителями зачастую носит напряженный и конфликтный характер.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2000. – 624 с.
2. Арендачук, И.В. Особенности межличностных отношений подростков в зависимости от уровня принятия других людей / И.В. Арендачук. – Саратов, 2016. – 12 с.
3. Арон, И.С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Конфликтология. – 2013. – Т.2. – С. 168-175.
4. Арсентьева, Е.С. К вопросу о детско-родительских отношениях / Е.С. Арсентьева // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2017. – №2. – С.1-8.
5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2017. – 1008 с.
6. Дружинина, Ю.А. Трудности в детско-родительских отношениях и совладеющее поведение родителей и их детей подросткового возраста / Ю.А. Дружинина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2012. – № 2(10). – С. 128-134.
7. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2009. –141 с.
8. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
9. Истратова, О.Н. Общение со сверстниками подростков, находящихся в ситуациях семейного неблагополучия / О.Н. Истратова, А.И. Кошель // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №5. – С. 633.
10. Касаткина, Н.В. Особенности общения подростков со сверстниками противоположного пола / Н.В. Касаткина // Научное мнение. – 2015. – №2. – С. 160-162.
11. Коджаспиров, А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских отношений конфликтов в современной семье / А.Ю. Коджаспиров // Психологическая наука и образование. – 2013. – №1. – С. 1-15.
12. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 513 с.
13. Кондрашкин, А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. – 24 c.
14. Королева, А.Ф. Актуальные проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте / А.Ф. Кролева // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – №3. – С.68-70.
15. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. –СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
16. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – №1. – С. 91-95.
17. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – №2. – С. 71-79.
18. Мирюгина, С.В. Психологические особенности общения подростков / С.В. Мирюгина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. –2017. – №2. – С. 58-62.
19. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нарватова-Бочавер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
20. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев: Наука. – 2006. – 191 с.
21. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. –2006. –№1. – С. 95-99.
22. Повалихина, Д.О. Изучение самооценки подростка / Д.О. Повалихина // Научные открытия 2017: материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 554-555.
23. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
24. Рапацкий, Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – №1. С. 74-79.
25. Родионов, А.Н. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания / А.Н. Родионов // Вопросы воспитания. – 2015. – №2. – С. 81-86.
26. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
27. Хломов, К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К.Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2014. – №1. – С. 1-9.
28. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.