Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детерминанты социальной активности подростков
1.1 Теоретический анализ психологических исследований о социальной активности подростков
1.2 Социальная активность подростков как фактор формирования лидерских качеств
1.3 Основные психологические детерминанты и особенности их влияния на социальную активность подростков
Глава 2. Исследование социальной активности подростков
2.1 Организация и методики исследования социальной активности подростков
2.2 Изучение уровня социальной активности подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Главным противоречием старшего подросткового возраста, по мнению Л. С. Выготского, является «естественное стремление к самопознанию и самореализации при отсутствии какого-либо опыта и внутренней готовности для осуществления данных позиций» [1, с. 345].
Действительно, в этих условиях подросток сталкивается с критической ситуацией смены и выбора жизненных смыслов. От подростка требуется проявление инициативности, гибкости, оригинальности, оперативности при выборе поведенческих реакций в ситуации общения, позитивный эмоциональный настрой и уверенность в себе.
Наиболее важной областью социального поведения подростков принято считать среду сверстников. В ней наиболее ярко проявляются дружественные связи, потребность в причастности, принадлежности к определенной группе.
Проблема изучения социальной активности подростков находится в центре внимания не только современной педагогической науки, но и общества и государства в целом.
Проблемы формирования социальной активности как формы реализации потребности в социальном участии являются предметом исследования социологии, политологии и педагогики не только в силу необходимости привлечения подростков к участию в жизни общества, но и важности управления процессом социальной активности учащихся старшего подросткового возраста.
В различные исторические периоды этой проблемой занимались такие ученые как: Г.М. Андреева, В.Ф, Бехтерев, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Н.А. Рождественская, М.С. Каган, Д.Б. Эльконин и другие.
Рассмотрение феномена социальной активности, применительно к подростковому возрасту, объясняется наличием у данной категории высокой и склонностью к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей. Исходя из этого, особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявлений деструктивной активности, основные формы которой заключены в понятиях «асоциальное» или «девиантное» поведение, и направить естественную активность личности в социально одобряемое русло.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детерминанты социальной активности подростков
1.1 Теоретический анализ психологических исследований о социальной активности подростков
В настоящее время общество предъявляет особые требования, которые необходимы современной личности. У нее должны быть развиты такие качества как инициативность, коммуникабельность, конкурентоспособность и положительная социальная активность. Ребенок, у которого отсутствуют навыки коммуникации и позитивного взаимодействия в социуме сталкивается с трудностями при последующем развитии, приобретении новых знаний и возникновению новых, необходимых для него контактов и знакомств.
В результате несоблюдения условий для позитивного развития личности ребенка, оказывающих влияние на формирование идеалов и нравственных ценностей в процессе становления личности, в последующем возможна негативная направленность в развитии всего общества. Социальная активность является одним из главных факторов, который определяет личность как ценность для его окружения и социума в целом. В процессе социальной активности при формировании устойчивой жизненной позиции личности, человек стремится и изъявляет желание внести свою лепту в развитие социума, реализовать свои способности и таланты в разных видах деятельности. Мы не можем сказать о самостоятельном или произвольном развитии социальной активности личности. Проанализировав научные аспекты понятия «социальная активность», мы определим условия, которые напрямую оказывают влияние на процессы формирования данного понятия у детей-подростков.
Анализ научной литературы выявил отсутствие единого подхода к пониманию сущности «социальной активности». Рассмотрим определения социальной активности в различных дисциплинах.
Глава 2. Исследование социальной активности подростков
2.1 Организация и методики исследования социальной активности подростков
С целью выявления исходного уровня социальной активности нами было проведено диагностическое исследование. В данном исследовании приняли участие 24 подростка, из них 8 девочек и 16 мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования не проводился.
В исследовании было использовано 4 методики.
1. Выявление уровня социальной активности с помощью методики регистрации социальной активности подростка.
2. Изучение поведения подростков в группе «Методика изучения мотивации поведения в группе».
3. Определение ведущих потребностей (мотиваторов) личности.
4. Методика выявления лидеров группы А.С. Залужного (модиф. Т.В. Бендас).
Рассмотрим методики подробнее:
1. Методика регистрации социальной активности ребенка, Л.А. Матвеевой – ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методика регистрации социальной активности ребенка разработана Л.А. Матвеевой, для определения уровня развития свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и их проявления в реальной социальной активности детей. Регистрация социальной активности каждого ребенка проводится индивидуально в одном и том же установленном наблюдателем временном диапазоне и может проводиться в несколько этапов, на каждом из которых регистрируются единицы только одного вида активности, например, активность в деятельности.
1. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А.Ануфриев. – М.: Изд-во Академии Педагогических наук, 2000. – 45 с.
2. Бадмаев Б.Ц. Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.
3. Бехтерев В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания / В.Ф. Бехтерев. – Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т, 1996. 140 с.
4. Вержибок Г. В. Лидерство в социальном и образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / Г. В. Вержибок. –Минск: РИВШ, 2012. – 340 с.
5. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике – А.С. Воронин. – Екатеринбург, 2006. – 39 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
8. Демидова С.А. Развитие социальной активности подростм.ков в школе / С.А. Демидова. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 194 – 196.
9. Еникеев М.И. Общая и социальная психология /М.И. Еникеев. – М.: НОРМА-ИНФА, 2000. – 624 с.
10. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося / А.В. Иванов. – М., 2013. – 329 с.
11. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
12. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д.А. Леонтьев. – 2011. – № 3. – С.11–21.
13. Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников: учебное пособие / Т.Н. Мальковская. – Ленинград: изд. МНИ им. А.И. Герцена, 2006. – 72 с.
14. Маркин К.С. Воспитание социальной активности подрастающего поколения: проблемы, поиски, решения / К.С. Маркин. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – 257с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: «Академия», 1997. – 356 с.
16. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий. – 2008. – № 1. – С. 5 – 9.
17. Першукова А. В. Детство, отрочество и юность в контексте научного знания / А.В. Першукова – Пенза: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 176 с.
18. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – 416 с.
19. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений —«Психология». 2-е изд. / Н.А. Рождественская. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 216 с.
20. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие / И.С. Сергеев. – СПб., 2004. – 316 с.
21. Сергеев И.С. Технология развития социальной активности обучающихся разного возраста и технологии меж возрастного взаимодействия / И.С. Сергеев. – М.: УЦ Перспектива, 2016. – 120 с.
22. Е. С. РапацевичСовременный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928с.
23. Якуба Е.А. Социальная активность специалиста: истоки и механизм формирования (социологический анализ) Е.А. Якуба. – Харьков. – 2000. – 71 с.
24. Спирина В.И. Диагностика социальной активности подростков в условиях школы / В. И. Спирина, М.Л. Спирина // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 сент. 2015 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 3 (6). – С. 119–123.
25. Тетерский С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства / С.В. Тетерский. – М.: РЕГЛАНТ. – 2008. – 214 с.
26. Тожибоева Х. Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 26-28.
27. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. – М: Институт практической психологии, 2010. –304 с.
28. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 490 с.
29. Эльконин Д.Б. Детская психология / Эльконин Б.Д. – М.: Издательский центр Академия», 2007. – 194 с.