ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ
1.1 РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 РИСОВАНИЕ КАК ВИД ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ
2.1 ОПИСАНИЕ БАЗЫ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.2 СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ
2.3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Чем более разнообразна деятельность ребенка, тем успешнее развитие ребенка, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества. Благодаря творчеству дети открывают новые грани своих способностей, развивают внимание, логику, воображение, двигательные навыки рук. Занятия по изобразительному искусству, помимо выполнения образовательных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, моделированию, аппликации и конструированию способствует умственному, моральному, эстетическому и физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность тесно связана со знанием окружающей жизни. Вначале это прямое знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаши, краски, глина и т. д.), получение знаний о связи действий с полученным результатом. В процессе рисования, моделирования, проектирования формируются такие важные личностные качества, как активность, независимость, инициативность, которые являются основными составляющими творческой деятельности. Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять независимость и инициативу в размышлении над содержанием, выборе материалов, использовании различных средств художественной выразительности. Не менее важным является воспитание целеустремленности в работе, способность довести ее до конца. Творческая деятельность помогает увидеть ребенка с новой точки зрения, учит быть оригинальным и свободным от стереотипов мышления.
Цель курсовой работы: выявить особенности развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть рисование как вид изобразительной деятельности;
- изучить методику проведения занятий по рисованию;
- провести экспериментальное исследование использования современных подходов к развитию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
Объектом исследования стали современные подходы к обучению рисованию детей дошкольного возраста.
Предметом исследования – развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
Вопросами обучения дошкольников изобразительной деятельности занимались Т.С. Комарова, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, Н.Б. Халезова, Т.В. Черных, Т.Г. Казакова и др. Их работы стали теоретической основой исследования.
Методологию данной работы составили описательный метод, метод сравнительного анализа, а также эксперимент.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут применяться в работе педагогов дошкольного образования, на спецкурсах в высших и средних учебных заведениях при изучении современных подходов к обучению рисованию дошкольников.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, основной части, в которой приводится изложения материала по выбранной теме и заключения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ
1.1 Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста
С самого начала важно у детей воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию настойчивости, трудоспособности, усидчивости при достижении результата. Такой интерес изначально является непроизвольным и направлен на процесс самого действия. Воспитатель осуществляет постепенно задачу развития интереса к результату и продукту деятельности. Таким продуктом является рисунок, который сам по себе нагляден и влечете к себе ребенка, приковывая его внимание.
Рисование красками, нанесение на бумагу мазков внимание ребенка привлекает еще в преддошкольном возрасте. Дети полутора лет уже занимаются этим с охотой, но такие занятия изначально носят характер забавы, игры с карандашом. Рисование в младшем дошкольном возрасте становится отражением воображения [19, c.26].
Ребенок при рисовании красками имеет возможность передавать более целостно форму предмета и его цвет. Линейный рисунок карандашом дает возможность передавать более точно детали и части предмета. В таком процессе имеет большое значение зрительный контроль за движением рисующей рукой, за линией, которая образует контур предмета. Рисование цветным материалом дает возможность передать окраску предмета. При рисовании узоров дети украшают полосы, круги, квадраты, а также игрушки, сделанные ими из бумаги или из глины.
Рисование в детском саду направленно на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
Дети получают от рисования удовольствие, в большей степени из-за того, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания и развертывания действий, схожих с игрой. Важно поддерживать такое стремление, не ограничивая детей лишь задачей изображения отдельных предметов. Выдумка сюжета рисунка детям доставляет не только удовольствие, но и развивает воображение. Воспитатель должен это учитывать при разработке занятий, делая все так, чтобы не лишить детей радости создания персонажей, изображения места действия и самого действия [14, c.21].
В процессе изобразительной деятельности отмечается создание благоприятных условий для развития тех эмоций и ощущений, которые переходят постепенно в эстетические чувства, оказывая содействие формированию эстетического отношения к действительности. Передача таких качеств предметов, как величина, строение, окраска, форма и положение в пространстве уже в младшем дошкольном возрасте оказывает содействие развитию чувств ритма, цвета, формы [22, c.88].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
Для изучения развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование современных подходов к обучению рисованию способствует повышению интереса к данному виду деятельности и развитию изобразительных умений при соблюдении следующих условий:
- грамотный подбор содержания работы с детьми;
- наличие соответствующей материальной базы;
- заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии творчества у детей;
- взаимосвязь различных видов детской деятельности.
Базой эксперимента стало учреждение дошкольного образования .... В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 5-6 лет.
Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня развития изобразительных умений детей дошкольного возраста.
С дошкольниками было проведено занятие «Рисунок по замыслу». За день – два до занятия детям было предложено подумать и выбрать содержание рисунка. Напомнить, как много интересного дети видят вокруг. Все это можно нарисовать. Подсказать последовательность выполнения и приемы работы.
Во время занятия педагог следил за поведением детей, отмечая действия детей по следующим критериям (в основу анализа были положены критерии оценки, выдвинутые Н.А. Ветлугиной [24]):
1. Отношения, интересы:
- искренность, увлеченность, эмоциональность;
- интерес к деятельности;
- способность «вхождения» в изображаемый образ.
2. Способы творческих действий:
- Создание нового из ранее усвоенного;
- Дополнения, изменения, преобразования;
- Самостоятельное нахождение новых способов.
3. Качество результатов творчества:
- нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств;
- индивидуальный «почерк»;
- соответствие элементарным художественным требованиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Изобразительная деятельность является одним из самых интересных для дошкольников. На всех этапах рисования активно проявляется когнитивная, эмоциональная, морально-волевая сфера личности, поэтому ребенок развивается в едином творческом процессе.
Для изучения использования современных подходов к обучению рисованию старших дошкольников и оценки их влияния на развитие творчества дошкольников была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Базой эксперимента стало учреждение дошкольного образования …. В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 5-6 лет.
Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию. Итоги констатирующего эксперимента показали, что при достаточно высоком уровне интереса к деятельности, выявляется невысокий уровень соответствия элементарным художественным требованиям, а также самостоятельного нахождения новых способов, наличия индивидуального почерка. В ходе второго этапа – формирующего эксперимента – в работе с детьми дошкольного возраста был использован ряд занятий в традиционной и нетрадиционной технике рисования. В ходе проведения формирующего эксперимента были отмечены следующие особенности поведения детей: введении в организацию деятельности элемента новизны, проведение занятий необычно, повысило интерес дошкольников к ней и они были готовы заниматься рисованием очень долго. Во время занятий дети были всегда заинтересованы, активны и любознательны.
Для того чтобы проверить результаты нашей опытно-экспериментальной работы, по окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный этап, целью которого было выявить итоговый уровень развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
По итогам эксперимента был сделан вывод, что развитие изобразительных умений дошкольников на занятиях по рисованию положительным образом сказываются на изменении изучаемых показателей. Использование различных техник в рисовании дает положительные результаты, даже у детей со слаборазвитыми творческими способностями улучшается уровень увлеченности темой, легче идет процесс усвоения информации, развивается творческое мышление.
1. Алабужева, С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста / С.В. Алабужева // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. – Глазов : Изд-во ГПГИ, 2005. – 198 с.
2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М. : АСТ, 1999. – 220 с.
3. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. – М. : Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
4. Жданова, Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей / Т.В. Жданова. – М. : Владос, 2002. – 220 с.
5. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова, [и др.]. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
6. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
7. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. – М. : Карапуз-Дидактика, 2006. – 192 с.
8. Каргова, Л.А. О необходимости обучения рисованию дошкольников / Л.А. Каргова // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. – М., 2018. – С. 82-84.
9. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования : учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т. С. Комарова. – Москва, 2007. – 230 с.
10. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М. В. Межиева. – Ярославль : Академия развития, 2002. – 128 с.
11. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. – СПб.: Речь, 2006. – 220 с.
12. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.
13. Сальникова, Л.С. Калейдоскоп семейного досуга / Л.С. Сальникова. – М. : Моск. рабочий, 1988. – 160 с.
14. Санаа, М.М. Формирование навыков сюжетного рисования у старших дошкольников посредством игровых приемов обучения / М.М. Санаа // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся. – 2016. – С. 21-22.
15. Сеськина, И.Д. Нетрадиционные техники рисования в системе обучения дошкольников изобразительной деятельности / И.Д. Сеськина // Достижения современной науки Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции ; под общей редакцией А.И. Вострецова. – М., 2016. – С. 244-247.
16. Смирнова, Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет / Т.В. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2014. – 112 с.
17. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений ; под ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000. – 320 с.
18. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.И. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2.-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – 320 с.
19. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста : учеб.-метод. комплекс для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по специальности 1-010101 «Дошкольное образование», 1-010107 «Дошкольное образование. Социальная педагогика»/ авт.-сост. Н.Ю. Ясева. – Могилев : УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. – 88 с.
20. Уатт, Ф. Как научиться рисовать / Пер. с англ. М. Д. Лахути. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. – 96 с.
21. Фалахеева, Т.Д. Специфика обучения старших дошкольников композиции в сюжетном рисовании / Т.Д. Фалахеева // Амурский научный вестник. – 2014. – № 3. – С. 147-157.
22. Ходонович, Л.С. Ребенок. Игра. Творчество / Л.С. Ходонович. – Минск : Акад. последиплом. образования, 2004. – 310 с.
23. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1972. – 280 с.
24. Цквитария, Т.А. Живопись и музыка как средства создания целостного художественного образа природы / Т.А. Цквитария // Наука и образование: Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. – 2005. –
№ 2. – С. 128-130.
25. Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 64 с.
26. Швайко, Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 220 с.
27. Шешко, А.С. К вопросу об особенностях проведения занятий с дошкольниками изобразительным искусством на основе дифференцированного подхода к личностным качествам обучающихся / А.С. Шешко // Наука и школа. – 2018. – № 3. – С. 65-69.