Введение
1. Теоретические основы сравнения функционирования памяти в процессуальном (динамическом) аспекте
1.1. Основные понятия и проблема изучения памяти в психологии
1.2. Продолжительность, временной аспект памяти
1.3. Роль памяти в изучении иностранных языков
2. Эмпирическое изучение функционирования памяти в процессуальном (динамическом) аспекте
2.1. Изучение изменения информации в течение определенного периода времени
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Наш психологический мир разносторонен и многообразен. Мы многое можем и умеем благодаря высокому уровню развития нашей психики. Психическое развитие, в свою очередь, возможно потому, что мы сохраняем приобретенные знания и опыт. Каждое наше переживание, движение и впечатление, все, что мы узнаем, оставляют в нашей памяти определенный след, который сохраняется достаточно продолжительное время и при сопутствующих условиях проявляется вновь, а также может становиться предметом сознания. В связи с этим, под понятием память, мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Человечество всегда стремилось к новым знаниям, к развитию, к прогрессу, а память – это необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти накопление и сохранение опыта человека невозможно, также как и его нормальное функционирование в обществе, поэтому так важно изучение механизмов памяти.
Стремление понять то, как функционирует память человека, необходимо, особенно для специалистов, работающих непосредственно с людьми. Несомненно, каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые могут помочь в работе с конкретным человеком. Чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно ему помочь.
Развитие памяти представляет собой особый процесс изменения и становления регуляторных образований, которые обеспечивают содержательно-временную преемственность в деятельности индивида, формирование плана актуального поведения с учетом задач предшествующих и предстоящих.
Психология памяти имеет обширное практическое применение. Достаточно трудно представить грамотно построенный процесс обучения, создание новых развивающих и обучающих технологий, а также программ, которые направлены на компенсацию и коррекцию познавательных способностей, без учета закономерностей запоминания и забывания материала. Любая процедура, носящая диагностический характер, требует знания закономерностей функционирования памяти. А знание закономерностей забывания является основой патопсихологии при анализе и лечении амнезии, а также психотерапевтической практики.
1. Теоретические основы сравнения функционирования памяти в процессуальном (динамическом) аспекте
1.1. Основные понятия и проблема изучения памяти в психологии
Память – это сложный психический процесс, который состоит из нескольких процессов, связанных друг с другом. Человеку необходима память, - она позволяет ему накапливать, сохранять, а в последствии и использовать свой личный жизненный опыт, в ней хранятся все наши навыки и знания. Перед наукой стоит ряд сложнейших задач, связанных с изучением процессов памяти:
• изучение того, как запечатлеваются следы;
• каковы физиологические механизмы данного процесса;
• какие условия содействуют данному запечатлению;
• каковы его границы;
• какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
Уже с давних времен в истории психологии были предприняты попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Вывести принципы, посредством которых наши представления могут связываться друг с другом, пытался еще Аристотель. Данные принципы, впоследствии получили в психологии широкое распространение, и были названы – принципами ассоциации. Эти принципы таковы:
1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают именно те представления, которые были пережиты в прошлом, непосредственно вслед за ними или одновременно с ними. К примеру, образ школьного товарища может вызывать в памяти некоторые события из нашей жизни, которые имеют отрицательную или положительную эмоциональную окраску.
2. Эмпирическое изучение функционирования памяти в процессуальном (динамическом) аспекте
2.1. Изучение изменения информации в течение определенного периода времени
Для изучения изменения информации в течение определенного периода времени, мы воспользовались выборкой, она состояла из 7 человек, средний возраст которых 25 лет. Все испытуемые были мотивированы успешными результатами в изучении английского языка. Тестируемые проходят обучение основам английского языка, в течение 6 месяцев. В связи с этим, наша методика рассматривается в динамическом аспекте – сразу, после восприятия, через полчаса, на следующий день и через 1 месяц.
Как уже отмечалось, гипотезой данного исследования является утверждение, что поступившая в память информация забывается сперва очень быстро, затем скорость забывания экспоненциально падает.
С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы был использована методика запоминания текста со смысловой связью. Данная методика направлена на проверку долговременной памяти.
Суть методики такова, что каждому испытуемому раздается текст. В нашем случае их будет 2. При этом нужно обратить внимание на то, что в нем жирным шрифтом выделены мысли, которые потом нужно будет воспроизвести. А в последующем, с помощью этих мыслей попытаться воспроизвести текст полностью.
Так как наша выборка состоит из группы людей, которые проходят обучение английскому языку, наши тексты будут на английском языке. А для того, чтобы сравнить отличия в воспроизведении фактологического (документального) и художественного (эмоционального) текстов, мы возьмем отрывок из статьи и отрывок из стихотворения.
Заключение
Все психологические процессы составляют материал внутреннего мира человека. Издавна они привлекали внимание ученых, но не только потому, что образуют индивидуальность, уникальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно достоверное, надежное и полное разделение субъективного и объективного компонентов при познании внешнего мира. Одним из самых важных процессов психики является память. Память — форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов.
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем - есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, пережитые чувства, движения и их системы. Память человека — это своеобразный мост во времени. Она черпает информацию из прошлого, обогащает настоящее, хранит факты и превращает их в идеи, позволяет человеку снова и снова приоткрывать дверь в минувшее. Наша жизнь целиком и полностью основывается на тех или иных возможностях памяти. Благодаря ей мы умеем ходить, учиться, отдыхать, общаться, играть. Что бы мы ни делали, наша память постоянно работает. Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования навыков и умений. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни общества, ни отдельно личности. Благодаря своей памяти, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции абсолютно немыслим.
1. Wen, Z. Foreign language aptitude theory: Yesterday, today and tomorrow [Electronic resource] / Z. Wen, A. Biedron, P. Skehan // Language Teaching. — 2017. — Vol. 50, p. 1 (January). — P. 1-31. — Mode of access: https://doi.org/10.1017/S0261444816000276;
2. Wen, Z. Theorizing and measuring working memory in first and second language research / Z. Wen // Language Teaching. — 2014. — Vol. 47, p. 2 (April). — P. 174-190;
3. Беккер, Е. Ведущий способ группировки слов как условие эффективности запоминания [Электронный ресурс] / Е. Беккер // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 5-6 мая 2017 г. / Минский гос. Лингвист. Ун-т ; редкол.: А. М. Горлатов (отв. Ред.) [и др.]. — Минск, 2017. — С. 32. — 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM);
4. Бочарова, С.П. Системный подход к изучению мнемических процессов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1392.html;
5. Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.syl.ru/article/167785/new_vidyi-pamyati-v-psihologii-dolgovremennaya-i-kratkovremennaya-pamyat;
6. Ерчак, Н. Т. Воспроизведение речевого материала на разных этапах усвоения иностранного языка / Н. Т. Ерчак // Адукацыя і выхаванне. — 2014. - № 8. — С. 64-68;
7. Ерчак, Н. Т. Роль умственного напряжения в овладении и владении иностранными языками / Н. Т. Ерчак // Адукацыя і выхаванне. — 2018. - № 1. — С. 63-73.
8. Ерчак, Н. Т. Узнавание материала и владение им — это далеко не одно и то же. / Н. Т. Ерчак, Ж. Н. Мороз // Адукацыя і выхаванне. — 2013. - № 6. — С. 56-60;
9. Изучение иностранных языков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://staff.wikireading.ru/8126;
10. Климович, Е. А. Влияние установки на процесс запоминания слов родного и иностранного языков / Е. А. Климович, О. М. Дервис // Вестник МГЛУ. Сер. 2, Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков / Минский гос. Лингвист. Ун-т ; редкол.: Н. Т. Ерчак (отв. Ред.) [и др.]. — Минск, 2016. - № 1 (29). — С. 50-58;
11. Кратковременная память: что это такое, виды, диагностика и способы улучшения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ponervam.ru/kratkovremennaya-pamyat.html;
12. Косилова, М. Ф. Имплицитная и эксплицитная память — их роль в изучении иностранного языка. / Маргарита Федоровна Косилова // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2009. — N 1. — С. 9-14;
13. Ларина, А. Запоминание, воспроизведение и узнавание вербального материала на двух иностранных языках. / А. Ларина // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 13-14 мая 2014 г.: в 2 ч. / Минский гос. Лингвист. Ун-т; редкол.: Н. П. Баранова (отв. Ред.) [и др.]. — Минск, 2014. — Ч. 1. — С. 65-66;
14. Леонтьева, А. Способы развития памяти у студентов первого курса языкового учреждения высшего образования [Электронный ресурс] / А. Леонтьева // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 5-6 мая 2017 г. / Минский гос. Лингвист. Ун-т ; редкол.: А. М. Горлатов (отв. Ред.) [и др.]. — Минск, 2017. — С. 40-41. — 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM);
15. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2011. - 583 с.;
16. Маслова, В. Образная и эмоциональная память в процессе усвоения иностранного языка / В. Маслова // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 23-24 апреля 2015 г.: в 2 ч. / Минский гос. Лингвист. Ун-т ; редкол.: Н. П. Баранова (отв. Ред.) [и др.]. — Минск, 2015. — Ч. 1. — С. 52-53;
17. Недрошлянская, С. Рабочая память в речемыслительной деятельности на русском и испанском языках [Электронный ресурс] / С. Недрошлянская // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 5-6 мая 2017 г. / Минский гос. Лингвист. Ун-т ; редкол.: А. М. Горлатов (отв. Ред.) [и др.]. — Минск, 2017. — С. 45-46. — 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM);
18. О роли запоминания в изучении языков [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/184/47139/;
19. Психодиагностические методики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lektsia.com/3x5026.html;
20. Студопедия. Основные характеристики памяти [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru/10_193984_tema—osnovnie-harakteristiki-pamyati.html.