ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ
1.2 РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества с дошкольного возраста, человека с развитым мышлением, разносторонними потребностями, яркими творческими проявлениями, обладающего широкими и разнообразными представлениями об окружающем мире. Поэтому родители и воспитатели должны постоянно поддерживать и развивать в ребенке его собственное «Я» и стремление к познанию окружающего.
Проблема межличностных отношений дошкольников является чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Данная тема была актуальна всегда и многие ученые неоднократно к ней обращались. Такие исследователи, как О.Г. Абрамлина, Г.М. Батуева, В.С. Селиванова, Н.Е. Щуркова утверждают, что своевременное овладение коммуникативной культурой, коммуникативными способностями и умениями является необходимым условием позитивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации.
Б.Г. Ананьев, А.А. Бодаев, А.Н. Леонтьев считают, что эффективное общение от того насколько у человека сформированы знания об общении и коммуникативных умениях, которыми он овладевает в условиях ежедневной коммуникативной практики и социального взаимодействия с окружающими людьми, целенаправленного освоения коммуникативной культуры общества благодаря обучению и воспитанию.
«Коммуникация» - это новая образовательная область. Слово рано начинает волновать ребенка, потому что является из наиболее доступных и интересных средств самовыражения ребенка и в тоже время основой общих интересов со сверстниками. Но многие педагоги и родители отмечают, что современные дети не очень могут взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое значение уделяется процессу становления данного направления. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ.
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Коммуникативная компетенция: сущность и структура понятия
Психологи одними из первых применили понятие «коммуникативная компетентность». В «Психологическом словаре» дается следующее определение: «Коммуникативная компетентность (в социальной психологии) – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми. Коммуникативная компетентность включает в себя знание личностных характеристик людей, их понимания, умение правильно воспринимать и оценивать людей, прогнозировать их поведение, влиять на них и многое другое, от чего может зависеть успех общения человека и взаимодействия с людьми».
Очевидно, что психологические знания (личностные характеристики людей и пр.) недостаточны для реализации коммуникативной компетенции. Поскольку коммуникативная деятельность неотделима от речевой деятельности, а речь неотделима от языка. Оказывается, что коммуникативная компетентность будет основываться на языковой компетенции (знание информации о языке как системе знаков и умении использовать все средства языка) и речевой компетенции (знание способов формирования и формулирования мыслей и умение использовать эти методы в процессе передачи и восприятия речи). В современной психолингвистике рассматриваемая концепция включает другие компетенции.
В работе К.Ф. Седова говорит, что коммуникативная компетентность – это «способность выстраивать эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим определенной этнической группе».
Учет норм социального взаимодействия, присущих той или иной этнической группе, без которых эффективное общение невозможно, заставляет задуматься о необходимости включения культурной компетентности в коммуникативную структуру.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Изучение уровня развития коммуникативной компетенции старших дошкольников проводилось на базе …В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 5-6 лет (в каждой группе по 20 человек), посещающих старшую группу детского сада.
Экспериментальную работу мы начали с констатирующего эксперимента. В соответствии с задачами исследования констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня сформированности начального уровня коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
В практическом исследовании мы опирались на положение Л.С. Выготского, который подчеркивал опосредованную роль речевых навыков в игре, их важное значение для специфических человеческих психических функций - речевого мышления, произвольной регуляции действий и так далее.
Диагностика общения предполагает изучение следующих параметров:
• Содержание взаимодействия между детьми в группе детского сада;
• Уровень самооценки;
• Особенности проявления эмоциональных нарушений (агрессивность, тревожность, импульсивность).
Задачи констатирующего эксперимента заключались в следующем:
• Выявление личностных нарушений у детей;
• Определение уровня коммуникативной компетентности и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научной литературы по формированию коммуникативной компетентности позволил нам дать следующее определение: коммуникативная компетентность – это личностная характеристика, которая включает в себя сочетание знаний, навыков, опыта и личных качеств, которые могут эффективно решать проблемы общения и достигать взаимопонимания. Эта концепция основана на предложенном Г.К. Селевко общим понимании компетентности как способности и готовности человека к деятельности на основе знаний и опыта, приобретенных в процессе социализации, а также концепции коммуникативной компетентности Ю.М. Емельянова, С.И. Братченко и Н.Б. Буртова рассматривают коммуникативную компетентность через совокупность знаний, навыков, опыта и личностных качеств субъекта взаимодействия.
Процесс общения дошкольников всегда сложен. Это связано прежде всего с неспособностью принять точку зрения другого, увидеть в нем человека, у которого есть свои желания и потребности. Психологи определяют способность общаться, или коммуникативные способности, как индивидуальные психологические характеристики человека. Способность общаться включает в себя:
1. Желание вступить в контакт с другими («хочу»)
2. Знание норм и правил, которые необходимо соблюдать при общении с другими («Я знаю»)
3. Умение организовывать общение («Я могу»).
В завершение темы, посвященной вопросам развития коммуникативных навыков и формирования общения детей старшего дошкольного возраста в игре, после анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что формирование навыков общения дошкольников со сверстниками должно опираться на следующие положения.
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 146 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
3. Аружанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Аружанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2002. - 272 с.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М., 2009. – 192 с.
5. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.: учебное пособие / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2005. - 228 с.
6. Детская практическая психология : учебник под. ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2010. - 255 с.
7. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов // Материалы педагогических исследований. – М., 2010. – 265 с.
8. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. – 2011. – №8. – С. 20-26.
9. Казаринова, Н. В. Межличностное общение: повседневные практики / Н. В. Казаринова, В. С. Погольша. - СПб. : СпбГУ, 2012. - 298 с.
10. Клюева, Н. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Косаткина. - Ярославль : Академия развития. 2007. - 237 с.
11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : 3-е изд. испр. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова./ - М. : Академия. 2009. - 416 с.
12. Левшина, Н. И., Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6 (42). - С. 94- 96.
13. Леонтьева, М.Р. Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях / М.Р. Леонтьева // ИЯШ // 2000. – №5. – С. 17.
14. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: : пособие для воспитателя, 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : ГНОМ и Д, 2010. - 96 с.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студ. вузов, 2-е изд., испр. и доп. / В. B. Мухина. - М. : Академия, 2010. - 456 с.
16. Мухина, К.В. Психология / К.В. Мухина. – М.: Изд-во Просвещение, 2011. – 356 с.
17. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева. – М. Просвещение, 2006. – 288 с.
18. Петровская, Л.А. Общение – компетентность – тренинг / Л.А. Петровская. – М. : Смысл, 2007. – 678 с.
19. Пиаже, Ж. Моральное суждение ребёнка / Ж. Пиаже. - М. : Академический проект, 2006. - 408 с.
20. Репина, Г. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Г. А. Репина. - М. : Владос, 2010. - 310 с
21. Савичева, О. В. Игра как средство развития общения дошкольника сада [Электронный ресурс] - URL: https://www.scienceforum.ru
22. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Владос, 2005. - 160 с.
23. Тесленко, В.И. Коммуникативная компетентность : формирование, развитие, оценивание / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев. – Красноярск : Изд-во Красноярского гос. пед. Ун-та, 2007. – 255 с.
24. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника / О. В. Хухлаева. - М. : ООО Апрель Пресс, 2011. - 224 с.
25. Шипицына, Л. М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. - СПб. : Академия, 2008. - 380 с.